Лаура Родригез — выпускница магистерской программы «Искусство и наука», художница и биотехнолог, специалист в области микробиологии. Сейчас Лаура читает лекции в ИТМО и занимается интердисциплинарными исследованиями в сфере искусства и микробиологии.

В своей открытой лекции она рассказала слушателям о том, что такое биоарт, какие основные направления в нем существуют, какое отношение он имеет к политике, моде, социальному активизму и науке.

«Для меня эта лекция была своего рода челленджем, потому что слушатели были не из сферы Art&Science, и поэтому было важно в доступной форме донести до них основные понятия и идеи биоарта, — рассказывает Лаура Родригез. — Считается, что и наука, и искусство — это что-то такое элитарное, но на самом деле они непосредственно относятся к самой сути человеческой жизни. Я считаю, что необходимо всегда быть в курсе того, что нового происходит в мире, и думаю, что выпускникам полезно узнать о таком направлении, как Art&Science — о котором они, возможно, никогда до этого не слышали. К тому же, мы, как выпускники одного вуза, являемся членами одной команды, и наша задача — расти вместе и обмениваться нашими знаниями друг с другом».

Открытая лекция по биоарту Лауры Родригез в коворкинге «Ясная поляна»
Открытая лекция по биоарту Лауры Родригез в коворкинге «Ясная поляна»

Идея провести открытый лекторий появилась в рамках концепции ITMO.Family по принципу «выпускники — выпускникам». В коворкинге «Ясная поляна» собралось сильное комьюнити выпускников, заинтересованных в тесном взаимодействии с университетом — в том числе в качестве площадки для проведения образовательных и тематических встреч.

«Мы гордимся тем, что многие выпускники ИТМО выбирают наш коворкинг для реализации своих проектов. Комьюнити ИТМО очень разнообразно: от инженеров робототехники до разработчиков приложений. Собирать студентов вместе и после выпуска из вуза — очень важно и для обмена опытом, и для поддержания комьюнити. Тем более лекции от ИТМО — это интересная информация, расширение кругозора и философия постоянного развития. Мы будем только рады и в дальнейшем принимать выпускников ИТМО на своей площадке», — комментирует Марина Архипова, PR-директор коворкинга «Ясная поляна».

Лекция Лауры Родригез — лишь одно из немногих событий в разнообразной программе мероприятий, организованных Центром организации творческих и корпоративных проектов (подробнее можно прочитать в материале ITMO.NEWS).

«Выпускники уже активно взаимодействуют с ИТМО: выступают в качестве спикеров на деловых и научных мероприятиях, становятся менторами для студентов и нашими партнерами в различных проектах. Однако мы рады, что сейчас это взаимодействие идет дальше и сотрудничество складывается не просто между выпускниками и университетом, но между самими выпускниками. Со своей стороны университет рад содействовать таким коллаборациям, ведь среди выпускников много успешных профессионалов и талантливых ученых, а такие совместные проекты позволяют раскрыть и усилить их потенциал», — комментирует Людмила Цой, менеджер Центра организации творческих и корпоративных проектов.

Суть биоарта

Открытая лекция по биоарту Лауры Родригез в коворкинге «Ясная поляна»
Открытая лекция по биоарту Лауры Родригез в коворкинге «Ясная поляна»

Многие думают, что биоарт — это какое-то новое направление, но на самом деле его следы можно найти в искусстве 30-х годов прошлого века. Первый организм, экспонированный в музее — это растение Дельфиниум, он был частью инсталляции в музее МОМА в 1936. А первая картина, нарисованная бактериями, была выполнена Александром Флемингом — изобретателем пенициллина.

Еще более часто люди думают про биоарт скорее как про bio-craft — рисованием картин с помощью бактерий. Но это совсем не так.

«На самом деле биоарт — часть движения современного искусства. Искусство всегда рефлексирует изменения в обществе и отображает современность. Как высказался Джо Дэвис, ученый и один из ключевых фигур направления Art&Science, биоарт — это форма современного искусства, которая происходит из научных методов биотехнологий для того, чтобы исследовать живые системы как субъекты искусства. Интердисциплинарные биоарт-инициативы размывают границы между искусством и современной биологии с упором на философскую, социальную и экологическую проблемы», — объясняет Лаура Родригез.

Воркшоп Джо Дэвиса. Автор фото – Даниил Примак
Воркшоп Джо Дэвиса. Автор фото – Даниил Примак

Главная цель биоарта — дать зрителю возможность посмотреть на обыденные вещи с совершенно новой точки зрения и перспективы. Например, от лица микробиома, населяющего наши тела, или с точки зрения рептилий, чье зрение работает в инфракрасном диапазоне, и для которых мы выглядим просто светящимися объектами. Ну и конечно, цель биоарта — дать высказаться другим живым существам, которых мы привыкли не замечать, не чувствовать и не слышать.

Например, известный современный художник Эдуардо Кац в своем проекте «Genesis» закодировал стих из Библии в последовательность ДНК и имплементировал эту информацию в бактерию. За время экспонирования объекта в музее бактерия успела размножиться до целой колонии и в процессе деления — отредактировать свою ДНК. Так что, расшифровав ДНК последних поколений из этой колонии, художник увидел уже новую вариацию первоначального стиха. Таким образом, бактерия стала соавтором произведения.

«Genesis» Эдуардо Каца. Источник: dreamhackerz-blog.tumblr.com
«Genesis» Эдуардо Каца. Источник: dreamhackerz-blog.tumblr.com

Направления биоарта

Современные исследователи выделяют несколько направлений. Биотематическое искусство включает произведения, выполненные в классической манере, например, живопись или скульптура, но осмысляющие биологические явления. Биомедиа непосредственно используют бактерии, части живых организмов, элементы ДНК, биотехнологии при создании произведений искусства — часто в сочетании с робототехникой, искусственным интеллектом, IT.

Наконец, биоактивизм вдохновляется биотехнологиями и использует их, чтобы делать политические, экономические и экологические высказывания.

Интересно, что некоторые технологии, придуманные как художественный проект, в дальнейшем начали активно использоваться в производстве и промышленности.

Воркшоп Джо Дэвиса. Автор фото – Даниил Примак
Воркшоп Джо Дэвиса. Автор фото – Даниил Примак

Например, Джо Дэвис модифицировал личинку тутового шелкопряда, после чего она начала производить шелк, способный впитывать в себя различные металлы — таким образом у художника получилась настоящая золотая нить из сказок.

Теперь эту и подобные технологии применяют производители одежды — например, компания Bolt Threads специализируется на создании искусственной кожи из мицелия грибов, искусственного шелка из протеинов — в том числе и золотых нитей. А компания Ginkgo Bioworks используют бактерии для окраски тканей — причем рисунок создается самими бактериями, практически без участия человека.

Биоарт как взгляд в будущее

Чаще всего биотехнологии представляются авторам как предвестники будущего — действительно, современные тенденции таковы, что человечество постепенно отказывается от практик производства, при котором страдают другие живые существа, — и ищут альтернативы. Например, известные сети ресторанов инвестируют в разработку искусственного мяса, индустрия моды экспериментирует с тканями из комбучи, а парфюмеры пробуют использовать бактерии для создания духов, вместо того, чтобы уничтожать для этого целые плантации цветов.

На лекции Лаура рассказала и о своем проекте, который непосредственно связан с новыми условиями человеческого взаимодействия в условиях пандемии. В данный момент она занимается разработкой одежды из бактериальной целлюлозы, которая реагирует на свет и генерирует электрические импульсы, которыми в теории люди могут обмениваться на расстоянии, имитируя касания.

Eduard Kac “GFP Bunny”. 2000. Источник: arterritory.com
Eduard Kac “GFP Bunny”. 2000. Источник: arterritory.com

То, что когда-то казалось сказкой и вымыслом (как те же золотые нити) сейчас вполне может быть воплощено в реальность. Например, в конце 1990х ― начале 2000х большую сенсацию наделал фосфоресцирующий кролик по кличке Альба, созданный в коллаборации Эдуардо Каца и генетика Луи-Мари Удебина. Существовал ли генно-модифицированный светящийся в темноте кролик на самом деле — доподлинно неизвестно, но в любом случае этот акт искусства расширил представления человечества о возможном и невозможном.

Даже если он никогда не существовал, в уже наступившем будущем, где люди научились редактировать геном человека и клонировать живых существ, такие технологии уже не воспринимаются как нечто экстраординарное.