Как сегодня в обществе обсуждается проблема изменения климата? Как на эту дискуссию влияют СМИ? Как доносить позицию науки до неспециалистов? И как спорить с теми, кто отрицает глобальное потепление? Все эти вопросы в течение полутора месяцев обсуждались в ходе первого онлайн-курса «Изменение климата глазами ученого и журналиста», проведенного по инициативе Центра научной коммуникации Университета ИТМО.
Занятия в ходе курса вели климатолог Алексей Екайкин (СПбГУ), полярник, ведущий научный сотрудник Лаборатории изменений климата и окружающей среды Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), и научный коммуникатор Ольга Добровидова, доцент Университета ИТМО, вице-президент Европейской федерации научной журналистики, первый российский стипендиат Knight Science Journalism Fellowship в MIT. Они пытались показать слушателям, с каких позиций смотрят на проблему изменения климата наука и научные коммуникаторы.
«Судя по той обратной связи, которую мы уже получили от слушателей курса, сам замысел того, что ученые и журналисты вместе говорят на одну тему, получил одобрение студентов, ― рассказывает Ольга Добровидова. ― Мы опасались, что никто не придет, что людям будет неинтересно, но в результате почти 30 человек пережили вместе с нами эти шесть недель. Мы еще обрабатываем обратную связь, насколько студенты оценивают свои успехи по ожидаемым результатам курса, но в целом для первого запуска получилось очень хорошо. Я надеюсь, что этот курс станет регулярным».
Как правильно читать и писать тексты о климате
Основой для обучения стало чтение ключевых журналистских и научных текстов о проблемах изменения климата и глобального потепления на русском и английском языках. Слушателям предстояло понять, как строится научный текст, о чем он рассказывает, как построен и какую подачу использует.
Также учащимся предстояло использовать полученные навыки для написания своих сочинений, направленных на популяризацию и объяснение научных концепций.
«Студентам предстояло написать два домашних задания: сделать инфографику и эксплейнер, научно-популярное объяснение темы из научной стороны курса, ― рассказывает Ольга Добровидова. ― Кроме того, студенты читали много медийных текстов. Такое осознанное чтение ― хороший способ сформировать у себя самого стройную картину мира, узнавать аргументы сторон, в том числе аргументы отрицателей изменения климата. Это учит, как реагировать и отвечать на их аргументы».
Студенты сами меняют курс
В ходе курса учащихся объединили в команды и предложили им самим найти еще один текст, который мог бы дополнить программу для следующих наборов. При этом в последний день командам предстояло сделать презентацию, где они должны были доказать, почему именно их выбор заслуживает права пополнить программу курса.
«Мы объединили их в группы, предложили ментора из числа известных журналистов, пишущих о климате, ― рассказывает Ольга Добровидова. ― Студенты могли озвучить свою точку зрения, какие тексты можно добавить. Таким образом, они могли влиять на программу следующего набора. Кроме того, задачей было познакомить участников курса с максимальным количеством медийной продукции, чтобы они прочитали большое количество текстов о климате. Один из участников сказал, что их команда выбрала текст на предзащите, две недели назад, после чего они прочитали еще кучу текстов [для обоснования своего выбора]. Для меня это показатель того, что мы достигли своей цели. Мы хотим, чтобы слушатели нашего курса ушли информированными людьми, способными передавать дальше интерес к теме климата».
В качестве текстов-претендентов на пополнение курса оказались полемические споры с известными журналистами о проблеме потепления климата, исследования об информированности крупных энерго-топливных компаний относительно выбросов парниковых газов, разборы-инфографики по теме изменения климата и даже колонка бывшего вице-президента США Альберта Гора.
В итоге победу одержал текст о специалисте по ренессансной литературе Женевьев Гюнтер, которая стала одним из авторитетных борцов против замалчивания в прессе темы изменения климата. Теперь этот текст пополнит собой программу курса. Впрочем, возможно и другие тексты также попадут в будущую программу.
«Все выбранные ребятами тексты прекрасные и интересные, ― рассказывает Ольга Добровидова. ― Это для меня еще один признак того, что цель достигнута. Наша задача, чтобы люди получили представление о том, как вообще устроена климатическая система и почему в ней происходят те процессы, которые происходят. Также нашей задачей было показать, как читать медиа о климате. Это, своего рода, климатическая медиаграмотность».
В первый набор курса вошли разные слушатели ― как связанные с журналистикой, так и почти не имеющие опыта взаимодействия со СМИ. Как отмечают участники, занятия помогли ученым и журналистам чуть лучше понять друг друга и специфику каждой из специальностей.
Ирина Понедельник
студентка программы по научной коммуникации
Я климатическая активистка из Беларуси, учусь на программе научной коммуникации, поэтому очень обрадовалась возможности пройти такой курс в ИТМО. Я много читаю по теме климата, прямо перед курсом я увидела новость, что в Шеффилдском университете каждый студент через 5 лет будет обязательно изучать курс по устойчивому развитию, а также узнавать про климатический кризис. Поэтому курс по климатической журналистике для всего Университета ИТМО кажется хорошей альтернативой.
В курсе подавилась и теоретическая часть от Алексея Анатольевича Екайкина. Это были не скучные лекции со сложными терминами, а понятные и доступные занятия, где каждый термин объяснялся.
Это отличная возможность для всех получить максимально много полезного из теории за такой короткий промежуток времени. Если вам кажется, что об изменении климата говорят из каждого утюга, то это обман. В России и мире ещё много историй, которые заслуживают, чтобы о них рассказали. Климатических кризис происходит здесь и сейчас, и нужно, чтобы каждый начал действовать, чтобы найти выход.
Елена Быковская
старший преподаватель факультета низкотемпературной энергетики Университета ИТМО
Я как раз тот человек, который больше привык писать научные тексты, и при этом часто не согласен с теми формулировками, которые используют журналисты. Не могу с уверенностью сказать, что мое мнение поменялось, но я стала чуть лучше понимать их работу.
Климатолог Алексей Екайкин просто бесподобно, структурировано и простым языком рассказал о климате Земли. Мне же лекции научного коммуникатора Ольги Добровидовой помогли узнать несколько интересных приемов журналистов и новые источники поиска информации. Отличным решением было поделить участников для командной работы. Ведь мы все с разным бэкграундом. Кто-то учится на научного коммуникатора, кто-то с технических специальностей, кто-то разбирается в иллюстрациях. Такая коллаборация позволила подготовить интересные и проработанные со всех сторон проекты.