Изначально работа должна была демонстрироваться в рамках Всероссийской Ночи музеев, но из-за пандемии мероприятие ушло в онлайн, а показ так и не состоялся. За это время Дарья Плотникова успела получить диплом бакалавра (образовательная программа «Компьютерные технологии в дизайне»), стать лауреатом третьей степени в конкурсе на лучшую выпускную квалификационную работу и поступить в магистратуру. И вот теперь проект, принесший Дарье победу в университетском конкурсе, все-таки дождался своего звездного часа.

Выставка застывшего времени

Выставка «Когда дерево станет камнем» в Мастерской Аникушина (филиал Государственного музея городской скульптуры) открылась в декабре прошлого года и с самого начала предполагала быть длительной.

Кураторы Мастерской Людмила Титова и Юлия Мачевская представили размышления современных скульпторов о времени. По словам Юлии Мачевской, идея заключалась в создании пространства, в котором время будто застыло и где зрители могут поразмышлять о собственных отношениях с этим абстрактным, но таким осязаемым понятием.

«Выставка получилась достаточно медитативной, со множеством размышлений о трансформациях, которые происходят в жизни каждого человека, о разных эпохах, историческом процессе. Большинство скульптур и инсталляций так или иначе задействуют природные элементы, будь то трава, живые растения, песок или дерево — как и в натуральных условиях, эти объекты имеют свойство разрушаться с течением времени. Трава желтеет, песок рассыпается, глина трескается, а плющ расползается все выше и выше по шестиметровой скульптуре Ленина. Эти экспонаты осмысляют взаимодействие человека и природы, рукотворных и естественных материалов, в целом синтез природного и человеческого», ― говорит она.

Юлия Мачевская
Юлия Мачевская

Видеомэппинг как часть экспозиции

Зимой 2020 года Дарья Плотникова начала работу над своим дипломным проектом, который должен был стать одним из элементов предстоящей «Ночи музеев», традиционно проходящей в мае. Но из-за пандемии офлайн-мероприятия на выставочных площадках были отменены, а демонстрация проекта была отложена. Подходящим случаем стала «Ночь искусств», в которой Мастерская Аникушина приняла участие впервые.

Главной задачей работы было не только передать основное настроение, атмосферу и медитативный ритм экспозиции, но и как-то обыграть ключевые экспонаты выставки.

Дарья Плотникова
Дарья Плотникова

«Было важно передать не только природную тематику выставки, но и проблемы, которые она поднимала: скоротечность времени, отношения человека и природы, — рассказывает Дарья Плотникова. — Работа должна была помочь зрителям глубже погрузиться в атмосферу, осмыслить тему, прочувствовать ее. Поэтому я решила создать сцены, которые имеют отношение к каждому из экспонатов. Например, дерево — это отсылка к работе Лукаса Аронса “Спустя время”, а портал — к одноименному объекту Виктора Грачёва».

Работа над проектом заняла полгода: ролик был разбит на семь сцен, каждая из которых создавалась по отдельности в различных графических и 3D-редакторах — в основном After Effects и Maya — с использованием дополнительных плагинов и пакетов (в том числе Newton 3, имитирующий физику реальных объектов).

При этом, как и в любом мэппинге, важно было правильно вписать анимацию в плоскость для проецирования — систему окон в мастерской. Задача осложнялась тем, что музей все это время был закрыт на карантин, и физического доступа в него не было. Но помогло то, что в распоряжении Дарьи были наработки предыдущих лет — от студентов с той же образовательной программы, которые уже делали мэппинги в этом пространстве.

Цифровое искусство на смену монументальному

Как рассказывает руководитель Дарьи, старший преподаватель факультета программной инженерии и компьютерной техники Анна Спиридонова, Мастерская Аникушина сотрудничает с Университетом ИТМО уже более четырех лет, предоставляя студентам площадку для воплощения своих идей и проектов.

Анна Спиридонова
Анна Спиридонова

«Мир идет вперед, и если поколение М.К. Аникушина создавало монументальные проекты — масштабные произведения из долговечных материалов — то сейчас знамением времени является именно цифровое искусство, которое одновременно анализирует и трансформирует нашу реальность с помощью информационных технологий. Студенты-бакалавры нашей программы уже создавали световые видеопроекции и 3D-иллюзии как для “Ночи музеев”, так и для регулярного показа на выставках. В 2017 году получилось сделать полноценный мини-спектакль, в котором актеры взаимодействовали с графическими элементами — это был результат сотрудничества студентов с режиссером Александром Хромовым. Мы очень благодарны кураторам и всем сотрудникам мастерской за помощь в работе со студентами и за саму возможность представлять дипломные проекты ребят на такой прославленной площадке», ― говорит она.