Хакатон — относительно молодой формат соревнований, и его главное отличие от других конкурсов заключается в том, что участники должны в сжатые сроки решить прикладную проблему из области информационных технологий. Заранее сформированные команды для хакатонов скорее исключение, чем правило: единомышленники зачастую находят друг друга и распределяют обязанности непосредственно в момент старта мероприятия. Обычно такие соревнования посвящены созданию какого-либо программного продукта, однако бывают хакатоны, объединенные более широкой темой. К примеру, в октябре прошлого года в Петербурге состоялся Science Hack Day, участники которого работали над «умными» гаджетами, обработкой результатов магнитно-резонансной томографии и рецептами генной модификации растений.
Первый в Северной столице хакатон по виртуальной и дополненной реальности прошел в Санкт-Петербурге в минувшие выходные. Организаторы из Ассоциации AR&VR не стали ограничивать фантазию разработчиков, предоставив им обучающие материалы, гаджеты для тестирования своих идей и возможность работать с любыми SDK и языками программирования. До финала, который состоялся через 30 часов после старта, дошли одиннадцать команд, каждая из которых представила совершенно не похожие друг на друга проекты: ROFL Team предложила зрителям ощутить бренность бытия в «симуляторе смерти», Flying People — побывать в шкуре летающей по кухне мухи, а PDLV Gamers под впечатлением от игр The Witness и Antichamber засела за концепт «нарративной головоломки от первого лица». Идейно похожими оказались только два проекта. Команды 22 и Is hard взялись за разработку небольших игр в жанре «файтинг» с тем отличием, что вторая создала пародийное приложение, в котором за место под солнцем сражаются пенсионерки из супермаркета.
Исключительно дополненной реальности свой проект посвятили ребята из Wisp. Алексей Кулибин рассказывает, что его командой двигало желание сделать дополненную реальность доступной для всех, поэтому тридцать часов хакатона он и его коллеги Антон Плешаков и Дмитрий Сичевой посвятили созданию программы, которая динамически обрабатывает QR-коды и сразу выводит на экран мобильного телефона тот объект, на который указывает зашифрованная в коде гиперссылка.
«Мы проанализировали рынок технологий расширенной реальности и пришли к выводу, что многие люди не знают о том, что это такое. Порог вхождения в создание augmented reality слишком высок — далеко не все могут освоить Vuforia или Unity. Мы предлагаем изменить ситуацию — теперь создать дополненную реальность может любой, даже пятилетний ребенок. Вы берете любой AR-контент — изображение, 3D-модель, онлайн-трансляцию — и зашифровываете ссылку на него в QR-коде, а наше приложение обработает его и отобразит уже сам объект. QR-код можно повесить на стену, а телефон вместо него покажет вашу модель, картинку или даже видеозвонок по Skype любимой бабушке», — говорит Алексей Кулибин.
Члены команды aeMind IDEntity собрались вместе задолго до хакатона: Владимир, Станислав, Андрей и Юрий участвуют во многих мероприятиях по дополненной и виртуальной реальности и вместе работают над созданием системы управления виртуальным телом IVoRy. Во время хакатона же они решили собрать трехмерный вариант знаменитого «Тетриса», в котором игрок является не просто сторонним наблюдателем, но и активным участником действия.
«В обычном „Тетрисе“ вы управляете падающими деталями и выстраиваете ряды, а в нашем VR-тетрисе игроку нужно выстроить плоскость. Чтобы подчеркнуть объемность и пространство, мы решили сделать так, чтобы зритель управлял платформой, на которую падают детали, смотрел на нее снизу. Проект создан на Unreal Engine, оказалось, что это очень богатая среда разработки, хоть и трудная для освоения», — рассказывает Станислав Капулкин, выпускник факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО.
Соединить идеи виртуальной реальности с нейроинтерфейсами решили представители студии разработки мобильных приложений Octabrain. Во время хакатона они работали над проектом Mind Trip — миром, которым управляют бессознательные желания его посетителей.
«Мы создали мир, который динамически изменяется на основе параметров, автоматически получаемых и обрабатываемых из электроэнцефалограммы от мобильного нейроинтерфейса. Мы высчитали несколько показателей, например уровень сосредоточенности или расслабленности человека, и написали классификатор эмоциональных состояний. В зависимости от того, что испытывает человек, в Mind Trip меняется погода. Если это счастье — появляются бабочки, страх — будет дождь, а если человек спокоен, начинает идти снег, который может покрыть весь мир. Есть элементы геймификации: по локации рассыпаны сферы, пользователь может к ним подойти, и в зависимости от уровня спектральной энтропии на месте сферы появляется какой-либо объект, начиная от самых простых кустиков и заканчивая животными. Эти показатели ЭЭГ не являются сознательно контролируемыми, и мы стараемся помочь человеку их осознать и визуализировать, предлагаем ему самому генерировать и исследовать мир своих эмоций», — говорит участник команды Дмитрий Ахмедиев.
Отметим, что по итогам хакатона награды получили все участники, дошедшие до финала. Особо члены жюри отметили проект Temenos как продукт, максимально готовый к выходу на рынок. Антон Горнаков и Александр Голован предложили использовать мобильный телефон для того, чтобы изучать в дополненной реальности колоду карт Таро Алистера Кроули «Toth Tarot». По словам разработчиков, их проект — это «техномагия».