Круглый стол по вопросам формирования музейных информационных систем был проведен в преддверии конференции Electronic Imaging & the Visual Arts (EVA 2016), посвященной сохранению объектов культурного наследия в мультимедийной форме. Организаторы из Центра мультимедиа и дизайна ФТМИ и с кафедры графических технологий Университета ИТМО пригласили к участию представителей петербургских и московских музеев, сотрудников научно-образовательных организаций и коммерческих компаний, занимающихся разработкой IT-решений для выставок и мероприятий.
Круглый стол начался с доклада заведующей сектором мультимедиа и интернет-проектов Третьяковской галереи Татьяны Николаевой. По ее словам, музеи не могут позволить себе отставать от прогресса: практика и опросы показывают, что все посетители экспозиций активно используют гаджеты. Поэтому Третьяковская галерея идет им навстречу и работает над созданием аудиотуров, экскурсий и приложений-каталогов для современных устройств; в планах на ближайшее будущее — создание интерактивного путеводителя. Зачастую это связано со значительными сложностями: специфика работы государственных учреждений не позволяет гибко подстраиваться под требования платформ Google Play и App Store.
«На последней московской конференции EVA в 2013 году я говорила о том, что музеям необходимы мобильные технологии, и не все коллеги меня поддержали. Сейчас это уже обыденность: у всех в кармане лежит смартфон, 30% посетителей используют планшеты, в первую очередь для того, чтобы фотографировать объекты и себя на их фоне. По статистике примерно 40% пользователей сайта Третьяковской галереи заходят на него с мобильного устройства. Очевидно, что людям так комфортнее, и музеи не могут на это не реагировать, не предоставлять дополнительные удобства», — отмечает Татьяна Николаева.
Опытом внедрения мультимедийных технологий в ГМЗ «Петергоф» поделился научный сотрудник отдела музейных исследований музея-заповедника Александр Белоусов. Средняя посещаемость комплекса составляет от пяти до семи тысяч человек в день. А так как парадные интерьеры Большого Петергофского дворца находятся на втором этаже здания, сотрудникам приходится тщательно продумывать логистику экскурсии, рассказывает эксперт.
«В прошлом году большой проблемой для нас стал вопрос о том, как оформить входную зону Большого Петергофского дворца. Посетители попадают на выставку через парадную лестницу, и раньше там стоял стенд с большим количеством текста и фотографиями, посвященными истории комплекса. Практика показала, что иностранные туристы просто проходили мимо, экскурсоводы тоже не задерживали группы рядом со стендом, одиночные туристы из России могли остановиться на минуту-две, — говорит Александр Белоусов. — Мы решили заменить стенд интерактивным столом со специальной информационной системой, которая представляет дворец как единое культурное пространство, в Петергофе и в истории России в целом. Его особенность в том, что за короткий период посетитель может получить ту информацию, которая ему интересна, а экскурсовод — найти нужные материалы и проиллюстрировать свой рассказ».
Несмотря на общие тенденции к информатизации и следованию «духу времени», не все спикеры согласились с тем, что музеям необходимо прислушиваться к пожеланиям посетителей. Заместитель заведующего кафедрой музейного дела и охраны памятников факультета философии СПбГУ Антонина Никонова отмечает, что информация о музейных объектах фрагментарна, считать ее сразу не могут даже научные сотрудники музеев. Существует опасность мнимого знания, и так как посетителю изначально доступна только неинтерпретированная информация, музей не должен идти у него на поводу.
«Понятие „доступная среда“ в музейной сфере является ущербным термином. „Доступный“ — это то, что легко, просто и привычно, однако запоминается только то, что дается с трудом, то, что необходимо превозмогать, — комментирует Антонина Никонова. — Необходимо показать посетителю, что есть область, не доступная для того, кто не хочет ее познать, выработать мотивацию стать знающим посетителем: я иду в музей не потому, что меня ведет учитель, а потому, что это — статус, которым я потом смогу гордиться. Смогу написать у себя „ВКонтакте“: я узнал что-то, хочешь тоже — сходи туда-то и сделай то-то».
Добавим, что по результатам работы круглого стола планируется издать сборник докладов, посвященный памяти инициатора мероприятия — эксперта в области музейных информационных проектов Татьяны Богомазовой, заведовавшей отделом информационных технологий Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.