Опыт в бакалавриате
Не могу сказать, что хотела стать химиком прям с первого класса. Мне нравился предмет, химия у меня всегда хорошо получалась. При этом я точно знала, что не буду сдавать математику и информатику и пойду на естественно-научное направление.
Выбирала из трех вариантов: медицина, биология, химия. Медицина — это очень сложно и на всю жизнь, биология — работа и практика в полях. А химия давала сразу много возможностей для будущей карьеры — я хотела пойти либо в фармацевтику, либо в судмедэкспертизу, либо стать химиком-аналитиком.
Я сдала ЕГЭ по химии на сто баллов, поэтому у меня было много вариантов, куда поступить. В итоге подавала документы и в московские вузы, и в петербургские, и в казанские — ведь я родом из Казани. Везде прошла, но в итоге выбрала СПбГУ, потому что хотелось пожить именно в Петербурге.
Учиться в этом вузе было тяжело по разным причинам. Из 60 человек на моем потоке до конца дошли только 25, остальных отчислили. Я и сама была готова перевестись, но меня убедили, что если закончу, передо мной будут открыты все пути — в любой университет и на любую работу.
Почему выбрала ИТМО
В ИТМО меня пригласила знакомая, которая уже училась в SCAMT. Она рассказала про то, как построено общение с преподавателями: без жесткой иерархии, в дружелюбной атмосфере. Сказала, что в магистратуре очень много науки, много возможностей для академической мобильности.
И магистратура здесь оказалась действительно классная — я пришла, и меня сразу посадили за атомно-силовой микроскоп. До этого такие микроскопы я видела только издалека, а тут мне сразу же рассказали и показали, как на нем работать. У нас и студенты-бакалавры, и даже школьники — если они успешно проходят обучение и получают допуск — могут работать на этих приборах самостоятельно.
К тому же магистратура была полностью англоязычная — это дает большой стимул подаваться на международные стажировки. Например, я успела съездить в Финляндию, в Университет Аалто.
Аспирантура и НОЦ Инфохимии
В магистратуре мои научным руководителем стала Екатерина Скорб — она только приехала в ИТМО из Гарварда и как раз набирала себе группу. Так что я оказалась в числе ее первых студентов. Вместе с ней мы начали развивать направление электрохимии. Сначала на базе химико-биологического кластера, а потом уже в НОЦ Инфохимии. Так что у меня всё удачно сложилось ― я как шла по области электрохимических анализов с бакалавриата, так в этой сфере и осталась. Когда наша лаборатория стала подразделением НОЦ Инфохимии, я стала ответственной за электрохимические приборы и их закупку — как лаборант и инженер.
Летом, сразу после защиты диплома, Екатерина Скорб предложила мне стать ответственной за новую бакалаврскую программу «Химическая технология» — в том числе разработать учебный план. Тогда я даже еще не успела поступить в аспирантуру, но уже знала, что точно пойду учиться дальше. При этом мне совсем не хотелось разрываться между работой и университетом, поэтому я с радостью согласилась на это предложение, тем более что мне нравится работать с документами и учебными планами.
Получается, что моя работа началась с организации конкурса для школьников (IChem Prize) и дней открытых дверей, а в итоге я разработала концепции и рабочие программы для двух магистратур и одного бакалавриата.
Читайте также:
В Университете ИТМО прошел первый конкурс для школьников по инфохимии ICHEM PRIZE
Работа в науке и индустрии
Я успела поработать на производстве — после первого курса магистратуры устроилась на вино-водочный завод «Русский стандарт» как химик-аналитик и инженер по контролю качества. Но отработав там девять месяцев, поняла, что для меня это слишком однотипная работа.
Поэтому, думая о дальнейших перспективах, я все-таки сделала выбор в пользу аспирантуры и работы в ИТМО — хотя моя зарплата в первое время была меньше той, что я получала на заводе. Но я понимала, что для меня это возможность заниматься наукой, учиться, выигрывать гранты и НИОКР, ездить на стажировки и конференции благодаря университету.
Кстати, забавно, что в детстве, когда мама меня спрашивала, кем я хочу быть, когда вырасту, я всегда отвечала: «Не знаю. Но я люблю учиться, и если бы существовала учеба, за которую бы мне платили, то я была бы счастлива». А в итоге всё так и получилось.
После трех лет аспирантуры моя зарплата уже превысила ту, что у меня была на заводе. При этом работа здесь гораздо разнообразнее и активнее: семинары, выставки, конференции. Здесь очень много возможностей, как зарабатывать деньги и получать много новых знаний, опыта, знакомств. Получается, что ты совмещаешь и учебу, и науку, и работу.
Научные интересы и кандидатская диссертация
Моя область — это электрохимия и электрохимический анализ. Тема моей диссертации — «Регулирование приэлектродных процессов путем введения в систему полиэлектролитных структур». Звучит достаточно фундаментально, но это потому, что защищаться я буду по направлению физической химии.
Я занимаюсь также более прикладными вещами. Еще в магистратуре начала разрабатывать тест-полоски (ионоселективные электроды на клейкой ленте) для определения натрия и калия. Тогда мы вместе с соавторами опубликовали статью — и она оказалась очень цитируемой, потому что мы стали первыми, кто такое предложил.
Дальше мы стали работать над созданием микроэлектродов на основе углеволокна для определения микроэлементов в различных жидкостях, в том числе в сточных водах, питьевой воде, в слюне человека.
На третьем этапе мы перешли к системе антитело-антиген для определения вирусов и бактерий. То есть я прошла пошагово все биоаналиты: ионы, микроэлементы, биологические молекулы. И все это совмещает наша сенсорная платформа на основе потенциостата, которую мы разработали совместно с робототехниками и IT специалистами в рамках НИОКР.
С точки зрения фундаментальной науки — физической химии — я изучаю приэлектродные процессы и диффузию ионов. Если говорить о прикладном значении, это поможет улучшить аналитические характеристики нашей платформы: уменьшить время отклика сенсоров и предел обнаружения (чтобы сенсор реагировал на самые маленькие концентрации вещества), сделать прибор более стабильным и долговечным.
Мне нравится, что я могу применить свои разработки для чего-то практического. Я химик, который любит рассказывать о своей работе, показывать наглядные результаты и работать над тем, что может применяться в жизни.
Планы после аспирантуры
После защиты кандидатской я мечтаю остаться здесь, развивать наш НОЦ Инфохимии и в целом продвигать химическое направление в ИТМО. Но мне хотелось бы не просто читать лекции, а в целом модернизировать процесс обучения. Планирую все-таки съездить на стажировку в какой-нибудь зарубежный университет — посмотреть, как там выстроены учебные процессы, как ведется научная работа. И перенести этот опыт сюда — придумать на его основе что-то свое, совсем новое.
Я искренне считаю, что ИТМО — один из лучших университетов нашей страны для развития молодых специалистов. Каждый студент или аспирант сможет найти здесь что-то свое: кто-то подастся в спорт, кто-то целиком погрузится в науку, кто-то уйдет в образовательную деятельность, кто-то уйдет в научную журналистику или дизайн, кто-то начнет свой стартап. А кто-то сможет совмещать все эти направления и чувствовать себя в университете на все 100% полноценным и счастливым.