Развешенные карты, шелест размеченной линиями кальки, камни и кирпичи, принесенные с последнего выезда в город, — так выглядят рабочие места студентов-урбанистов, которые принимают участие в международном воркшопе, проходящем на базе Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО. В центре внимания студии — крупный участок города вокруг Балтийского вокзала, ограниченный Обводным каналом с севера, Московским проспектом с востока, улицей Благодатная с юга и проспектом Стачек с запада.
Как рассказывает преподаватель Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, руководитель международной коллаборативной студии Арина Сендер, воркшоп включает в себя очный и заочный этапы. Заочный представлял собой цикл лекций, который проводился в каждом из университетов-участников студии, и был посвящен изучению истории промышленных районов Петербурга и города в целом. Заочный образовательный модуль завершился онлайн-конференцией, на которой студенты и преподаватели KIT, ENSAS и Университета ИТМО обсудили проблемы так называемого «серого пояса» Северной столицы — кольца промышленных предприятий, большинство их которых уже пустуют или не используются по назначению.
Вопрос редевелопмента этих районов поднимается в Санкт-Петербурге не первый год. Такой «пояс» является существенным резервом для жилищного и коммерческого строительства, однако грамотно осуществить оптимизацию промышленных районов непросто: далеко не все заводы могут или хотят переехать на периферию города, а снос предприятий требует внушительных денежных вложений. На данный момент самый эффективный способ преобразования территорий — это превращение зданий предприятий в офисные центры. Однако это далеко не панацея.
Целью международного воркшопа как раз является попытка решить актуальную для города проблему: студенты разрабатывают концепции градостроительного развития территории в районе Балтийского вокзала, конкретных сценариев, которые могут быть претворены в жизнь.
Изучив проблемы «серого пояса» Санкт-Петербурга в теории, участники воркшопа вместе со своими руководителями — главой департамента Международного планирования и городского дизайна KIT Барбарой Энджел, профессором Страсбургской архитектурной школы Волкером Зиглером и преподавателем Института дизайна и урбанистики Ариной Сендер — продолжили осваивать территорию уже лично. Сначала в рамках автобусной экскурсии с остановками на ключевых объектах, затем самостоятельно ребята гуляли по местности, составляя ментальные карты территории вокруг Балтийского вокзала — карты, которые основаны на индивидуальных ощущениях человека, его уникальном восприятии местности. На основе этой информации студенты и разрабатывают свои проекты.
«То, каким именно будет сценарий развития изучаемой территории, целиком зависит от студентов, — делится Барбара Энджел. — Они могут предложить ряд небольших трансформаций, которые могут быть реализованы в кратчайшие сроки и стать толчком для модернизации местности, а могут предложить более долгосрочные изменения. В идеале проект должен содержать обе категории: в любой урбанистической концепции важен сильный „стержень“ идеи и цепочка шагов, которые приведут к ее реализации. По итогам очной сессии воркшопа в Санкт-Петербурге мы соберем „букет“ различных идей, которые в дальнейшем будем дорабатывать уже у себя в вузах».
По словам главы департамента Международного планирования и городского дизайна KIT, правительство Санкт-Петербурга знает о существовании воркшопа, и представители власти планируют прийти на первичную демонстрацию концепций студентов. По итогам воркшопа его организаторы хотят организовать выставку или круглый стол, на котором можно было бы обсудить, как дальше продвигать проекты, сформированные студентами-урбанистами.
«Для того чтобы реализовать все идеи, недостаточно вести диалог исключительно с городской властью. Важно также включать в обсуждения частных инвесторов, жителей, общество», — подчеркивает Барбара Энджел.
Как отмечают зарубежные специалисты, место, выбранное для практического воркшопа, заключает в себе достаточно много вызовов для начинающих урбанистов. Большинство из них уже участвовали в мероприятиях такого формата в различных точках мира — Шанхае, Стамбуле, Брюсселе и так далее. Однако с проблемами российского городского планирования ребята из Германии и Франции — шестнадцать и девятнадцать человек соответственно — столкнулись впервые.
«Одна из задач, которая стоит перед нашими студентами, — это создание „личности“ выбранного района вокруг Балтийского вокзала, — комментирует Волкер Зиглер. — Сейчас эта территория разделена на куски, каждый из которых имеет владельца. Такая раздробленность лишает город необходимой ему гармонии, однородности в некотором смысле. Это есть в историческом центре, это есть в городах Ленинградской области — Павловске, Пушкине и других, но нет здесь, в „серых“ районах Петербурга, которые остались в наследство городу от советских времен. Студенты постараются создать новый, единый облик этой территории».
Воркшоп, который имеет статус краткосрочного международного модуля академической мобильности, разрабатывался в целях запуска совместной образовательной программы Института урбанистики и дизайна Университета ИТМО на базе магистерских программ «Дизайн городских экосистем» и «Urban Design and Planning» факультета Международного городского планирования и дизайна Технологического университета Карлсруэ. Сотрудничество двух университетов началось в январе 2015 года, после к ним присоединился ENSAS — партнер KIT. Как сообщает Арина Сендер, между Университетом ИТМО и KIT уже подписан меморандум, подтверждающий реализацию совместных проектов. Помимо прочего, вузы заключат дополнительное соглашение о совместной научно-исследовательской работе, академических обменах и новых модулях совместной образовательной программы.
Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО