Конференции «Мир науки» не один год, однако ранее она проходила под названием «Наноиндустрия и технологии будущего» и была посвящена школьным исследованиям в заглавной области. В 2016 году мероприятие обрело новую площадку проведения — Университет ИТМО — и разделилось на две секции: точные науки и биотехнологии.
Как отмечает организатор и идеолог конференции, заместитель декана естественнонаучного факультета Университета ИТМО Анжела Андреева, выбор названия конференции не случаен. Именно под таким именем известен проект центра науки на базе «Лахта-центра», который займет 14 квадратных километра и будет поделен на два сектора: в одном расположится центр занимательной науки, во втором — площадка для сайнс-шоу, медиатеки и других мероприятий. «Мир науки» обещает быть местом для развития интереса к техническим специальностям у школьников всех возрастов.
Аналогичную цель на данный момент преследует и одноименная конференция. В этом году она собрала почти полсотни школьников со всего Северо-Западного региона, среди которых были и пятиклассники, для которых представленное исследование стало первым в жизни, и учащиеся выпускных классов, не раз уже защищавших свои проекты.
«Я не раз подчеркивал, как важно проводить подобные мероприятия, — рассказывает декан естественнонаучного факультета Университета ИТМО Сергей Стафеев. — Здесь участвует немало школьников пятых-седьмых классов, и это правильно. Если мы в этом возрасте не зацепим ребенка наукой, то дальше будет бесполезно. Если ребенок с еще формирующимся представлением об окружающем мире, поймет сейчас, что ему интересно проводить эксперименты, открывать что-то новое для себя, это здоровое любопытство он пронесет через все детство во взрослую студенческую жизнь. А мотивировать старшеклассника, у которого уже сформированы ценности и расставлены жизненные приоритеты, поздно».
Действительно, ознакомившись с перечнем докладов обеих секций конференции «Мир науки», можно сказать, что вдохновить на научное исследование ребенка способно любое интересное явление. Так, участники помладше озадачились «бытом» голубей в своем городе, вопросом влияния компьютера и гаджетов на организм человека, голограммами и исследованиями особого метода ловли рыбы. Старшеклассники же, готовящиеся к поступлению, подошли к участию со всей академической серьезностью. Слушатели узнали об итерационной формуле Герона, влажной лазерной абляции алюминокислотной керамики, мозаике Пенроуза и других непростых темах.
Исследование ученика 8 класса Нахимовского военно-морского училища Захара Русинова началось с кружки. Точнее, кружки-хамелеона, которая меняет цвет в зависимости от температуры жидкости, налитой в нее.
«В таких кружках используется специальное термохромное покрытие. Мне стало интересно, как оно работает и почему же меняет цвет, — комментирует Захар, получивший диплом третьей степени в секции „Биотехнологии“. — Такая краска может применяться на подводных лодках в целях улучшения безопасности. Нанесенная на стенку отсека, она будет сигнализировать людям об опасности: если она поменяла цвет, значит, за стенкой случился серьезный перепад температуры, который может указывать на пожар».
Изобретательности у талантливых школьников не занимать. Тандем учащихся седьмого класса лицея № 387 Кировского района собрал работающую модель экскаватора из деревянных линеек и пары блоков, проволоки и шприцов, выступавших в качестве поршней. Такой «детский» экскаватор способен загрести только горсть семечек, однако прекрасно демонстрирует Закон Паскаля в действии на уроках физики. Один из авторов проекта Дмитрий Хализев, занявший второе место на конференции как в прошлом, так и в нынешнем году, давно вошел во вкус и теперь планирует посвятить свою жизнь техническим наукам.
Успешной дебютанткой конференции «Мир науки» стала петербургская шестиклассница Любовь Редькина, которая в своем исследовании замахнулась сразу на международный и космический уровни.
«В этом году исполнилось 55 лет с момента первого полета человека в космос, поэтому я сразу решила связать свое исследование с этой темой, — делится обладательница диплома первой степени в секции „Точные науки“. — Тема эта, как и объект исследования, — всеобъемлюща, поэтому я остановилась на проблеме засорения космического пространства. С ней нужно скорее разобраться, пока она не принесла урон всему человечеству».
По итогам исследования Любовь создала интерактивную образовательную игру, привлекающую общественность к проблеме космического масштаба. Приложение, в котором необходимо собрать как можно больше мусора и не попасть под «огонь» астероидов, было опубликовано на международной платформе Scratch. В дальнейшем юная исследовательница планирует с помощью научного руководителя перевести игру на английский язык, сделать ее интереснее и сложнее.
Позиции «кто, если не мы» придерживается и организатор конференции Анжела Андреева. Заместитель декана естественнонаучного факультета Университета ИТМО уверена, что вузы не должны ждать, пока юные таланты окончат школу, чтобы взяться за их обучение. Университеты должны начинать работать со школьниками с раннего возраста, чтобы вырастить из них своих будущих блестящих студентов.
«Несколько лет назад я пришла к выводу, что детей нужно учить самим, — делится она. — Бесполезно ругать учителей за то, что школьники недостаточно подкованы в точных науках. Собственно, так и зародился проект обучения школьников нанотехнологиям, который я реализую совместно со своими аспирантами. Почему нано? Да потому что это интересно, перспективно и востребовано: раз уж мы вошли в мир атома, нам уже из него не выбраться. Когда-то у ребят открывался рот при слове „космос“, сейчас подобную реакцию вызывают плащи-невидимки, искусственные органы и так далее. У школьников, особенно малышей, еще не убит интерес к жизни, у них больше свободного времени, они верят в сказки, хотят творить и умеют играть. А ведь в этом секрет любого исследования — искренний интерес», — уверена эксперт.
В качестве еще одного примера участия Университета ИТМО в деятельности по довузовской подготовке Анжела Андреева упомянула проект образовательного центра для одаренных детей «Сириус», который реализуется в Сочи. Пройдя конкурсный отбор среди вузов, Университет ИТМО стал куратором программ по робототехнике и нанотехнологиям. Победители конференции «Мир науки» могут стать первопроходцами в сочинском образовательном центре.
Призеры обеих секций получили дипломы и памятные подарки, в том числе сертификаты и беспроводные зарядки от компании «АстроСофт». Представить организации обменялся контактами со всеми заинтересовавшими его школьниками.