Можно понять тревогу общества по поводу того, что дети и подростки, а также некоторые взрослые, любят играть в жестокие видеоигры типа «стрелялок» или «хорроров». Невольно задаешься вопросом: а не сымитирует ли геймер в реальной жизни ситуацию из игры? Не перепутает ли видеоигру с реальностью? Масла в огонь подливают периодические сообщения СМИ о каком-либо ужасном поступке человека, чрезмерно увлекающегося играми.
Население России — около 144 миллионов человек. Согласно данным компании Newzoo, которая занимается маркетинговыми исследованиями для рынков видеоигр и мобильных приложений, 65% россиян играют в видеоигры. Население США — около 320 миллионов человек, из них в видеоигры играет примерно половина, согласно Newzoo. Случаи же насилия с участием геймеров единичны. Значит ли это, что все геймеры — будущие агрессоры?
Ученые из Американской ассоциации психологов летом 2015 года заявили, что, хотя чрезмерное увлечение видеоиграми ведет к повышению агрессии у детей и подростков, доказательств того, что они станут применять насилие в реальной жизни, нет. Также исследователи подчеркнули, что видеоигры — это скорее лишь один из факторов, который в совокупности с другими условиями может привести ребенка или взрослого человека к физическому насилию. То есть здесь большую роль играет воспитание и внимание родителей, о чем и говорит в интервью каналу CBS News доктор Гарольд Каплевиц, президент Института исследований детского сознания в США.
«У нормальных людей всегда есть четкая грань между играми и реальностью. Да, есть очень много игр, где ты играешь не только за „хороший“ спецназ против террористов, но и за маньяков. Но ведь ты не выходишь на улицу и не начинаешь воплощать это в жизнь. Возможно, открытое насилие проявляется у тех игроков, у которых уже была к этому предрасположенность. Значит, скорее всего, это уже ответственность родителей — проявлять больше внимания к ребенку, воспитывать его, чтобы он не стал агрессивным. К тому же большинство людей начинают играть в детстве и затем продолжают во взрослой жизни, некоторые становятся киберспортсменами и делают игры своей профессией. Кроме того, обычно геймеры привыкают к тому, что им постоянно говорят о якобы „вреде“ игр для психики и уже становятся невосприимчивыми к таким заявлениям», — прокомментировал Альберт Сафин, студент второго курса кафедры интеллектуальных технологий промышленной робототехники Университета ИТМО и капитан команды киберспортсменов клуба «Кронверские барсы».
Однозначно утверждать, что уровень агрессии у геймеров повышен, ученые не могут. В разные годы появляются научные статьи с разными данными по этому поводу. В этом случае следует также учитывать, что ученые пользуются разными методами исследований, проверяют похожие, но неодинаковые гипотезы, которые могут лишь дополнять друг друга.
Например, в 2011 году ученые Медицинской школы в Индиане заявили, что жестокие видеоигры нарушают работу той части мозга, которая ответственна за контроль эмоций и агрессивное поведение. Правда, они проводили испытания только с молодыми мужчинами. Опыт длился 14 дней. Одна группа участников не играла в вообще. Другая — только первую неделю. В середине и в конце экспериментального периода все мужчины прошли МРТ-сканирование головного мозга во время выполнения когнитивного теста, а также ассоциативной игры, которая должна была вызывать у людей определенные эмоции. Снимки МРТ показали, что у геймеров после первой недели была снижена активность мозга, регулирующая эмоции. После второй недели показатели у этой группы немного приблизились к тем, которые были у не-геймеров. Таким образом, ученые сделали вывод, что даже кратковременное увлечение видеоиграми существенно влияет на мозг.
В то же время, в ходе совсем недавнего мартовского исследования ученые Ганноверской медицинской школы обнаружили, что компьютерные и видеоигры никак не влияют на человеческую способность сопереживать (а сопереживание свойственно добрым, неагрессивным людям). Ученые выяснили это также с помощью МРТ-исследований головного мозга у двух групп людей. В одной группе были геймеры, ежедневно играющие в «стрелялки» не менее трех часов, а в другой — люди, не привыкшие проводить много времени, безостановочно щелкая мышкой. Всем участникам показывали провокационные изображения насилия и одновременно делали МРТ. И при этом снимки не показали разницы в активности мозга у двух групп испытуемых. Кроме того, все участники исследования заполнили психологическую анкету, также продемонстрировав похожие результаты.
Также проводятся исследования, чтобы понять, что чувствуют геймеры во время игры. Ученые из Университета Буффало в США в прошлом апреле определили, что только начинающие геймеры испытывают чувство вины за то, что делают в жестоких играх. Однако, чем чаще они играют, тем меньше становится это чувство. Затем безразличие распространяется не только на конкретную игру, но и на все остальные похожие игры. При этом геймеры отмечают, что для них жестокое действие в виртуальном пространстве — это все равно, что «съесть» шахматную фигуру на доске: никто же не станет оплакивать убитого коня или ферзя. Возможно, дело в том, что геймеры и негеймеры по-разному видят «поле битвы». Для человека со стороны это выглядит как кровавая бойня с кучей действий, а вот для игрока важна цель. Средства ее достижения как бы проносятся 25 кадром и не осмысливаются слишком глубоко. Это не значит, что геймер безразличен к насилию, просто он приспособился к нему и смотрит на него по-другому, подчеркивают исследователи.
Понимание своей цели в игре или цели самой игры со стороны геймера имеет значение. Проводится очень много исследований, которые показывают, что не все люди одинаково воспринимают игры и одинаково меняются под их воздействием. Например, в Техасском техническом университете в марте этого года выяснили, что некоторые геймеры более стойко принимают неудачи в жизни, потому что игра позволяет им отвлечься от проблемы, настроиться на позитивный лад, проанализировать ошибки и начать снова бороться. Однако это относится только к тем игрокам, для которых важен именно успех в прохождении игры и которому они искренне радуются. Те же геймеры, которые испытывают удовольствие только от самого процесса игры, склонны безразлично относится к успеху в реальной жизни, «закрываться», если у них что-то не получается и вести «защитную» стратегию, то есть огораживаться от принятия неудачи как таковой.
Суть в том, что, когда человек играет в видеоигры после неудачи в жизни, они могут по-разному повлиять на него. У всех геймеров настроение после игры скорее всего повысится. Однако у одних это вызовет порыв к действию, к исправлению собственных ошибок, а другие просто-напросто забудут о случившемся и не извлекут из этого никаких уроков на будущее. Соответственно, в следующий раз они снова потерпят неудачу и снова будут утолять ее в видеоиграх.
Видеоигры, а особенно 3D-игры, могут даже улучшить память. Об этом говорят результаты исследований, проведенных учеными в Калифорнийском университете. Они сформировали две группы студентов и попросили их играть в видеоигры каждый день на протяжении 30 минут две недели. Правда одна группа играла в 2D, а другая — в 3D-игру. После этого все они должны были выполнить тест: правильно расставить изображения по памяти. Вторая группа справилась с этой задачей на 12% лучше, чем первая. Ученые предполагают, что использование видеоигр может стать новой строкой в лечении старческих дегенеративных заболеваний головного мозга.
Игры гораздо позитивнее влияют на успеваемость, чем «зависание» в социальных сетях, — к такому выводу пришли исследователи из Королевского мельбурнского технологического института. Ученые проанализировали данные 12 тысяч пятнадцатилетних подростков, в том числе их оценки по математике, литературе и естественнонаучным дисциплинам. Кроме того, они учли количество времени, которое школьники тратят на онлайн-игры и переписку в Facebook. Оказалось, что те ребята, которые ежедневно играют в игры, гораздо лучше разбираются в математике и науке, а те, кто любит потратить свое время в социальных сетях, показывают плачевные результаты по точным наукам.
«В первую очередь, у игроков развивается концентрация, внимательность, особенно когда играешь в „шутеры“. Тогда важно следить за деталями, противниками, анализировать их действия, планировать свои и делать все это очень быстро. А если ты капитан, то учишься и взаимодействовать с командой, управлять людьми», — сказал Альберт Сафин.