В последние десятилетия компьютерные игры стали одним из самых популярных развлечений по всему миру среди людей различного пола и возраста, причем многие проводят в виртуальной реальности значительное количество времени. Ученые разных стран активно изучают, как увлечение компьютерными играми влияет на физиологическое и психологическое здоровье жизни геймеров. 

Одна из современных исследовательских тематик посвящена игровому расстройству ― форме психологического заболевания, которое проявляется в навязчивом и бесконтрольном увлечении и даже зависимости от компьютерных игр (по аналогии с алкогольной или никотиновой зависимостью). При этом на сегодняшний день общепринятых методик и показательной статистики для эффективной диагностики и лечения данной патологии не существует. Кроме того, сложно определить, когда простое увлечение превращается в аддикцию, то есть навязчивую потребность — критерии не до конца ясны и в основном базируются на психологических тестах и субъективных оценках самих людей. 

Научный коллектив из ИТМО, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», а также Национального медицинского исследовательского центра им. В. А. Алмазова провел исследование с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) головного мозга геймеров без игровой зависимости, но которые проводят много времени за видеоиграми (геймеры-любители). 

Михаил Зубков. Фото: ITMO.NEWS

Михаил Зубков. Фото: ITMO.NEWS

«Изначально мы считали, что при зависимости от веществ и при игровой зависимости паттерны мозговой активности будут одинаковыми. Поэтому сначала мы взяли модель нейронных изменений при химической зависимости — она достаточно четкая и прослежена вплоть до отдельных участков мозга и связей между ними с помощью определенных нейромедиаторов. Но оказалось, что механизмы разные, и отличаются они довольно сильно», — объясняет руководитель исследования, сотрудник Международной научной лаборатории прикладной радиофизики ИТМО Михаил Зубков.

Ученые анализировали нейронные связи респондентов в соответствии с существующей моделью формирования нехимических зависимостей I-PACE (The Interaction of Person-Affect-Cognition-Execution). В результате выяснилось, что нейронные изменения у геймеров без зависимости схожи независимо от времени, которое они проводят за играми. Главное отличие — влияние на когнитивные функции. Оказалось, что у геймеров, которые играют в игры сравнительно немного, они не изменяются.

Павел Тихонов. Фото предоставлено собеседником

Павел Тихонов. Фото предоставлено собеседником

«Мы нашли порядка 39 нейронных сетей между различными областями мозга, которые отличаются у геймеров, играющих много и мало. Сначала мы не поняли, как их анализировать. Это удалось сделать, сравнив результаты с существующей моделью нехимических зависимостей I-PACE. Мы определили функции нейронных сетей и установили взаимосвязь с моделью I-PACE», — комментирует первый автор исследования, аспирант физического факультета ИТМО Павел Тихонов. 

В исследовании участвовали 22 геймера, которые проводят за играми от 20 до 30 часов в неделю, и 25 человек, которые играют редко (меньше 10 часов в неделю). Испытуемых помещали в аппарат МРТ и демонстрировали им скриншоты из любимых игр. Скриншоты перемежались фотографиями нейтральных объектов, чтобы ученые смогли оценить, какие нейронные связи будут активироваться при просмотре скриншотов и нейтральных объектов.

Артем Труфанов. Фото: Центр научных коммуникаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Артем Труфанов. Фото: Центр научных коммуникаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

«Выяснилось, что у геймеров без диагностированной зависимости подвергаются изменению нейронные связи, отвечающие за самоконтроль, удовольствие и привязанности — но когнитивные функции при этом не нарушаются, что наблюдается в других исследованиях зависимых от игр. Благодаря этому исследованию, в перспективе, с помощью фМРТ можно диагностировать игровое расстройство на его ранних стадиях или наоборот ― его отсутствие», ― рассказывает ведущий научный сотрудник научного центра мирового уровня (НЦМУ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Артем Труфанов.

Важно еще раз отметить, что зависимых среди испытуемых не было — все они прошли тест IGD-20 (The Internet Gaming Disorder Test), используемый для определения игровой зависимости. Поэтому речь в исследовании идет скорее об опасных тенденциях, на которые стоит обратить внимание. Ученые считают, что их результат может стать серьезным вкладом в проблему определения зависимостей на ранних стадиях и профилактики людей из группы риска. 

Статья: Pavel Tikhonov, Anatoliy Levchuk, Artem Trufanov, Alexandr Efimtsev, Mikhail Zubkov, Addiction-like alterations of brain activity in recreational video gamers detected via the cue-reactivity fMRI experiment. Computers in Human Behavior, 2023.