Не лабораторная работа, а реальное исследование

В ноябре 2019 года в Сочи состоялась Вторая научно-образовательная школа-конференция по фотонике, радиофизике и нанотехнологиям, организованная образовательным центром «Сириус» и Университетом ИТМО.

По окончании школы её организаторы, представители физико-технического факультета ИТМО, предложили пяти студентам принять участие в стажировке непосредственно в лаборатории университета.

«Мы пригласили студентов и дали им конкретную научную задачу, над которой сами сейчас работаем. Ввели их в курс дела, познакомили с оборудованием, чтобы они на шесть дней полностью погрузились в решение реальной задачи», — рассказала Юлия Толстых, инженер физико-технического факультета ИТМО.

Фото предоставлено физико-техническим факультетом
Фото предоставлено физико-техническим факультетом

Проект, над которым работают стажеры, — это создание защитных меток, способных подтверждать подлинность продукции. Студенты напыляют наночастицы кремния на стекло, затем просвечивают их, определяя кристаллические они или аморфные, чтобы фиксировать каждую фазу частицы. Это позволит создать многоуровневую систему защиты.

Студенты работают в двух группах: первая отвечает за напыление буквы, а вторая — за программу, которая будет считывать метку и переводить ее в электронное облако для удобства в работе потенциального производителя или компании.

Дмитрий Зуев. Фото предоставлено физико-техническим факультетом
Дмитрий Зуев. Фото предоставлено физико-техническим факультетом

«Мы предложили ребятам разработать метку с несколькими степенями защиты. Эта тема близка нам, но студенты учатся на разных направлениях и курсах, поэтому для них это уникальный опыт работы над реальным проектом в междисциплинарной среде. В первый день мы провели несколько лекций, инструктаж для них, рассказали о материалах, оборудовании, методиках, на которых строится научная работа. На протяжении всех шести дней мы проводил мозговой штурм, подводили итоги дня, планировали задачи на завтра. Это не просто лабораторная работа, а реальный эксперимент, результаты которого даже мы не знаем на 100%», — объяснил старший научный сотрудник Нового физтеха, кандидат физико-математических наук Дмитрий Зуев.

«Это сложно, но очень увлекательно»

Стажировка объединила студентов разных вузов, направлений и даже возраста. Именно это позволило сделать работу над экспериментом более разносторонней, когда каждый мог взять для себя что-то новое и приложить это к своим научным интересам и будущим исследованиям.

Алмаз Гильмуллин. Фото предоставлено физико-техническим факультетом
Алмаз Гильмуллин. Фото предоставлено физико-техническим факультетом

«В “Сириусе” я как раз был участником направления “Умные метки”, поэтому мне было интересно продолжить работу в этом направлении в Университете ИТМО. В первый день у нас были лекции, честно говоря, было непросто, я всё-таки химик, а нам дали информацию по нанотехнологиям, оптике и физике. Так что пришлось быстро осваиваться. Но стажировка мне очень понравилась, думаю, что этот опыт в самом начале моего обучения напрямую скажется на будущей специализации и научных работах. Здорово, что еще на первом курсе я смог пройти такую реальную школу. Если говорить о том, что особенно запомнилось, так это крутое оборудование, отзывчивые кураторы и сам Новый физтех. На экскурсии в первый день я даже не понял, что это факультет физики, атмосфера больше напоминала кафедру дизайна. Здорово, что у студентов есть возможность изучать сложные вещи в такой приятной среде», — поделился впечатлениями студент 1 курса Казанского федерального университета Алмаз Гильмуллин.

Кроме того, участники стажировки отметили, что этот проект позволил им больше узнать о современной науке, задуматься о специализации, в которой они могли бы развиваться в будущем.

Анна Ефремова. Фото предоставлено физико-техническим факультетом
Анна Ефремова. Фото предоставлено физико-техническим факультетом

«В первый день стажировки мне было достаточно сложно, потому что я только начала изучать физику в университете, но кураторы помогали войти в процесс, подсказывали нам. В прошлом семестре я писала курсовую по моделированию идеального зеркала, то есть тоже в сфере оптики. Поэтому мне было приятно слышать какие-то знакомые вещи в рамках стажировки. Но, конечно, тот проект был более теоретическим, а здесь мы вживую работаем с наномасштабами, оборудованием, настраиваем микроскопы, напыляем частицы лазером — круто, что нам дали потрогать науку руками. Для многих из нас это первый подобный опыт. Думаю, что главная ценность стажировки — это возможность пообщаться с умными ребятами из разных направлений, поработать в команде, найти для себя что-то новое, смежное, чтобы потом поделиться знаниями со своим научным руководителем и включить новый опыт в работу», — рассказала студентка 1 курса СПбГУ направления «Прикладная математика и физика» Анна Ефремова.

Для некоторых студентов стажировка стала возможностью подумать о будущем: определиться с направлением или даже задуматься над поступлением в магистратуру Университета ИТМО.

Юлия Герасимова. Фото предоставлено физико-техническим факультетом
Юлия Герасимова. Фото предоставлено физико-техническим факультетом

«На стажировке мне было интересно посмотреть лаборатории ИТМО, поговорить с аспирантами, которые с нами работают, узнать больше об оборудовании, которое есть в вузе. У меня сейчас то время, когда нужно выбирать направление исследований, научного руководителя, лабораторию, поэтому стажировка была очень кстати. Я даже подумала, что могла бы вернуться сюда уже через год в магистратуру. Дело в том, что у нас в университете лазерные технологии рассматриваются больше как инструмент для измерений, а в ИТМО они центральная часть работы, поэтому любопытно было бы погрузиться в это направление именно здесь. Мне очень понравилось, что на стажировке большое внимание уделялось материалам, я когда-то хотела поступать на материаловедение, поэтому было интересно узнать что-то новое и в этом аспекте», — поделилась впечатлениями и планами студентка 3 курса Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Юлия Герасимова.

Перейти к содержанию