Всего Школа по магнитно-резонансной томографии продлилась шесть дней, а сам курс был построен по принципу «от простого ― к сложному». Открывал лекционную часть профессор Карлос Кабаль из Гаванского университета на Кубе ― он рассказал участникам о том, что такое магнитно-резонансная томография, какая аппаратура используется при сканировании и как именно она работает, какие методы, кроме томографии, существуют сейчас и как работает спектроскопия ядерного магнитного резонанса и МРТ сверхвысокого поля.
Для участников с более продвинутыми знаниями об МРТ сотрудники физического факультета провели лекции по различным аспектам технологии: пространственном кодировании в МРТ, способах борьбы с артефактами изображений, радиочастотным катушкам, которые помогают улучшить качество снимков, и так далее. Помимо лекций организаторы добавили в программу и несколько воркшопов: Екатерина Бруй провела практическое занятие по моделированию отклика импульсных последовательностей в МРТ, Анна Казначеева рассказала об устройстве томографа, различии разных моделей и сфере их применения, а Георгий Соломаха показал микроволновую лабораторию ИТМО и провел мастер-класс по радиочастотным катушкам.
Также спикерами школы стали научные сотрудники Казанского федерального университета и МГУ им. Ломоносова, которые рассказали о научных исследованиях в области диффузионной МРТ и доклинической МРТ сверхвысокого поля. Были и представители из индустрии, например, Петр Меньщиков из «Philips Здравоохранение» рассказал о тех решениях и технологиях в сфере МРТ, которые разрабатываются в компании и в целом развиваются на рынке. Также участники обсудили возможное будущее МРТ и перспективные технологии, которые могут значительно изменить и внешний вид, и устройство томографов, а также сам подход к диагностике с помощью технологии.
Наконец, в последний день школы для участников организовали экскурсию в Центр Алмазова и лекции от ведущих врачей-рентгенологов, которые показали, как делается МРТ различных органов: головного мозга, сердца и костно-мышечной ткани. Для студентов это стало хорошей возможностью поближе познакомиться с аппаратом и посмотреть, как именно происходит процесс сканирования человека и формирования МР-изображения.
Партнером Школы выступила Косметологическая лазерная ассоциация «КЛАСС» ― она вручила гранты семи лучшим студентам, чтобы они смогли приехать в Петербург. Некоммерческая организация объединяет производителей и поставщиков сертифицированного косметологического оборудования, обеспечивает защиту прав медицинских клиник и потребителей в области лазерной косметологии, разрабатывает и внедряет меры по борьбе с незаконным оказанием косметологических услуг и распространением контрафактной продукции, а также оказывает помощь в подборе сертифицированного оборудования.
Как рассказывает один из организаторов, научный сотрудник Нового физтеха Алёна Щелокова, программа Школы получилась достаточно разносторонней, и это позволило привлечь слушателей из совершенно разных сфер: как студентов-физиков и инженеров, так и медиков, использующих МРТ в своей работе.
«У нас на факультете МРТ развивается достаточно давно ― работаем в этой тематике уже более восьми лет. Мы решили, что пришло время поделиться накопленными знаниями и опытом с молодым поколением исследователей, которые только “присматриваются” или уже работают в этой сфере и хотят связать свою научную карьеру с областью МРТ. Также мы хотели познакомить коллег с физическим факультетом ИТМО и привлечь на наш факультет студентов и абитуриентов ― этой осенью у нас планируется открытие образовательной программы "Беспроводные технологии", куда входит и трек по МРТ. В магистратуре также есть программа "Физика радиочастотных технологий", в рамках которой тоже можно изучать технологию МРТ. И наконец школа ― это прекрасная площадка для общения и обмена опытом внутри российского сообщества исследователей, медиков, инженеров и студентов, деятельность которых связана с МРТ. Мы планируем проводить подобное мероприятие ежегодно», ― рассказала Алёна Щелокова.
Всего Школа собрала более 70 участников (онлайн и офлайн) из Петербурга, Москвы, Димитровграда, Воронежа, Казани, Новосибирска, Краснодара, Томска, Самары и Минска. Мы поговорили с несколькими исследователями и узнали, что было для них наиболее полезным.
Екатерина Рабош
участница школы, инженер
― Я пришла в школу по МРТ из другой научной сферы, а именно, из области оптики (голография). Острой потребности получить знания по МРТ для профессионального роста не возникало, да и в повседневной жизни я еще не сталкивалась подробно с технологиями в области томографии. В принципе, мои познания по МРТ и, в частности, по фМРТ ограничивались чтением научных публикаций или научно-популярной литературы, в которой сообщается о качественной визуализации работы разных отделов мозга. Наверное, эта область интереса и была моим порывом пойти образовываться на недельную Школу по МРТ.
Неделя, проведенная в Школе, была очень насыщенной и полезной. Мы слушали лекции по основам МРТ (математический аппарат, физика спина, спектроскопия), лекции прикладного характера, познакомились с инженерными и технологическими составляющими этого метода. Было очень много наглядных материалов. Я в принципе знала, что МРТ очень наглядный метод, но все оказалось ещё глубже и шире. Очень ценно также то, что Школа подразумевала и прямое включение участников в рабочий процесс. Так, я участвовала в очень оживленной дискуссии и научилась находить артефакты в изображениях, полученных в ходе клинических исследований, устанавливать причинно-следственную связь этих явлений. По окончании этого обучения я поймала то хорошее ощущение переключения ― время от времени полезно погрузиться в новую сферу, отвлечься от основной деятельности; познакомилась с теорией в общем, методами количественной обработки МРТ-изображений и ещё раз убедилась в важности качественной визуализации полученных данных. Думаю, что я многое почерпнула и для своей деятельности.
Мария Матросова
участница школы, врач-рентгенолог (ФГБНУ Научный центр неврологии, АО «Европейский медицинский центр», Москва)
― В первую очередь хотелось бы сказать спасибо лекторам и организаторам за Школу. Было очень полезно и интересно. Да, не будучи физиком, было сложно понять многие моменты, но определенно могу сказать, что мое понимание основ МРТ в разы улучшилось. Как врачу-рентгенологу мне всегда было интересно разобраться, как работает метод, который я использую в своей практике каждый день. На мой взгляд, это не только интересно, но и важно для более глубокого понимания и правильной интерпретации изменений, которые ты видишь на МР-изображениях. И такая школа ― это отличная мотивация, возможность на целую неделю погрузиться в изучаемый материал и пообщаться с такими же заинтересованными людьми. Очень надеюсь снова приехать через год.