Летняя школа проводилась в течение двух недель, в ней участвовали три студента из Университета Рочестера в США и один аспирант из Университета Бордо во Франции. В течение первой недели они прослушали интенсивный курс лекций по таким темам, как фемтосекундная оптика, терагерцовая оптика, квантовые коммуникации, цифровая голография в микроскопии, изучение нелинейных свойств в полупроводниках экспериментальными методами, применение терагерцовых лазеров в медицине и других областях, детектирование одиночных фотонов и другим. Также участникам рассказали о практических разработках применения оптических устройств в области передачи данных, защиты информации, в медицине и фармакологии, для оценки подлинности объектов искусства и в других областях. Занятия проводили сотрудники международного института фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО.
На второй неделе студенты занялись собственными научными исследованиями, которые проводились под контролем сотрудников различных лабораторий института. Участники школы выбирали направление для исследования из более чем 10 тем. Для большинства участников работа в лаборатории над реальными экспериментами была в новинку. В конце летней школы все обучающиеся представили результаты своей работы в ходе отчетной сессии, а также получили официальные сертификаты о прохождении курсов по оптике от Университета ИТМО, которые позволят им получить три зачетные единицы в своих родных вузах.
Синьинь Чжу (Xinying Zhu), студентка первого курса Университета Рочестера
Я выбрала летнюю школу в Университете ИТМО, потому что этот вуз известен своими исследованиями в области оптики точно так же, как мой родной Университет Рочестера. О школе я узнала от своего друга. В Санкт-Петербург я приехала, прежде всего, чтобы получить новые знания. Здесь мы прослушали лекции по самым актуальным научным областям, в которых сегодня проводятся исследования по всему миру. Также нас научили различным методикам экспериментальной работы на современном оборудовании, то есть мы смогли узнать и о последних технологиях, которые используются учеными-оптиками. В своем исследовательском проекте в рамках школы я изучила метод оценки показателя преломления в терагерцовом частотном диапазоне. По сути, я проводила численное моделирование распространения излучения в различных кристаллах. Ранее я не проводила подобных исследований, потому что в своем вузе я только начала изучать главные дисциплины по специальности. Также отличие моего исследования в Университете ИТМО от тех, которые я проводила в Университете Рочестера, в том, что здесь я смогла провести эксперименты с заранее неизвестным результатом. Мне понравилось, что в ходе работы школы все представители Университета ИТМО были очень отзывчивы и отвечали на любые вопросы, которые возникали у меня или у других участников. У нас у каждого был отдельный куратор, что также очень помогало.
Сяо Тан (Xiao Tang), студент второго курса Университета Рочестера
Я выбрал проект, связанный с цифровой голографией. Эта тема во многом связана с биологией, потому что благодаря цифровой голографии можно определить форму микроскопических объектов типа клеток. Правда, мы для исследований использовали очень маленькие «монетки», потому что у нас не было в распоряжении клеток. Мне показали, как проводить эксперименты по определению формы таких объектов, и мы воспроизвели несколько экспериментов, описанных в разных научных статьях. В своем Университете Рочестера я пока получил знания лишь о более классических оптических объектах, таких как линзы. Здесь же были очень интересные лекции о современных сферах оптики, например, о квантовых коммуникациях. Разнообразие тем, которое предлагает школа, очень привлекло меня. Также я выбрал школу именно в Университете ИТМО, потому что здесь участники проводят много лабораторных экспериментов. В моем вузе у студентов первых курсов доступ в лаборатории ограничен. Ну и не так много летних школ по фотонике принимают студентов вторых курсов, обычно возможность есть только у более старших студентов.
Джером Лиу Броне (Jerome Liu Brone), студент первого курса Университета Рочестера
Большой плюс этой школы в том, что здесь участники могут проводить лабораторные эксперименты. Так как я лишь на первом курсе, ранее я не сталкивался со сложными комплексными задачами, которые требуют именно научного подхода. Также я никогда не работал с терагерцовым излучением или другими оптическими явлениями, о которых нам рассказывали на лекциях летней школы. В качестве темы для проектного исследования я выбрал квантовые коммуникации, потому что с этим я еще нигде не сталкивался. Эта тема показалась мне очень интересной на лекции, даже несмотря на то, что я не все до конца понимал. Что касается моего пребывания в Санкт-Петербурге, то приехать сюда не составило труда: коммуникация с представителями Университета ИТМО была простой, все получилось организовать легко и быстро – возникли некоторые сложности с визой, но и они благополучно решились.
Квентин Эрик Кассар (Quentin Eric Cassar), аспирант Университета Бордо
Я приехал на летнюю школу, потому что здесь было очень много лекций, связанных с темой моей диссертации. Здесь я узнал много нового в области голографии, биофизики, терагерцовой спектроскопии, терагерцового имаджинга. В качестве проекта я занимался комплексным исследованием взаимодействия терагерцового излучения с биоподобными, фантомными объектами, в том числе проводил численное моделирование и эксперименты.
Подробнее узнать о летней школе можно по ссылке.