Вы приехали в Россию в начале 2000-х. На тот момент вы уже были студентом университета в Колумбии?
В Колумбии я закончил школу, потом поступил в университет Politecnico Grancolombiano, где изучал рекламу и маркетинг. Но, пожалуй, о полноценной студенческой жизни на родине говорить даже не стоит, потому что там я отучился всего год, а потом сразу же отправился в Россию.
Сюда я приехал в 2001 году, но первым городом в России для меня был вовсе не Питер. У нас была большая группа студентов из Колумбии, из столицы страны — Боготы, это мой родной город, мы приехали на год в Новосибирск, чтобы выучить русский язык. Поначалу нам было очень сложно, язык мы вообще не знали, но при этом мы сразу же почувствовали себя уютно. Этот опыт нам показался очень успешным, и мы решили поехать в Москву. Но там нам в итоге не очень понравилось.
Что мы на тот момент знали о России? Петербург, Пушкин и все в таком духе. Поэтому мы решили также попробовать съездить в Петербург, где и продолжили обучение. По истечении года мы вернулись в Колумбию, но когда встал вопрос о продолжении образования, то сразу же решили вернуться в Петербург. Никаких сомнений на этот счет не возникло. Тогда почти все мои знакомые иностранцы — из Финляндии, Италии, Испании — были здесь. Сложилась большая тусовка, и думаю, что во многом из-за этого я здесь остался. В итоге русский язык мы выучили за два года. А после этого мне удалось получить стипендию в Политехе, где я продолжил обучение.
Тогда, будучи еще вчерашним школьником, не боялись ехать в Россию, в незнакомую страну за сотни тысяч километров? Ведь с ней всегда было связано немало стереотипов.
У меня в этом плане было своего рода преимущество. Моему папе всегда нравилась советская тема. Когда-то он даже участвовал в коммунистическом движении в Колумбии, поэтому он много знал о Советском Союзе, потом о России, всегда находился в тренде и, кстати, до сих пор следит за российскими новостями. Он не был против того, чтобы я ехал именно сюда. С другой стороны, в Америку я не смог перебраться из-за отсутствия визы, поэтому стал искать варианты, которые мне подходили по времени. С Россией все решилось буквально в течение месяца, это была судьба. Сами билеты купили за полторы-две недели.
А в итоге решили связать с незнакомой страной свою жизнь.
Мы все очень разные. Есть люди, которым очень легко приспособиться к новому окружению. Мне нравится путешествовать, я знаю половину мира, и, может быть, именно из-за того, что я не боюсь пробовать что-то новое, я решил уехать так далеко от дома. Здесь я нашел свою любовь — моя супруга из Петербурга. У нас есть дочь. И это, безусловно, тоже послужило причиной остаться здесь.
Когда вы начали заниматься бизнесом? Еще в студенческие годы?
Да, тогда как раз началось мое первое знакомство со стартапами. Свой первый проект я запустил в университете, и мы, кстати, даже не осознавали, что это стартап. Тем не менее, этот проект дал мне очень многое. Тогда я очень плотно работал с посольством Колумбии, там я проходил практику, там мне удалось приобрести много контактов — не только со стороны посольства Колумбии, но и с российской стороны. В итоге я даже участвовал в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в составе делегации посольств.
Идея моего проекта — объединить российские и колумбийские компании. Это был первый агрегатор, сайт, на котором размещалась информация для российских компаний на русском и для колумбийских компаний на испанском. Все это позволяло им узнать больше друг о друге, начать контактировать, выстраивать взаимодействие. Сам же я зарабатывал за счет комиссии, представляя интересы различных компаний. Над этим проектом я работал около двух лет и зарабатывал весьма неплохие для студента деньги.
А как началось сотрудничество с Университетом ИТМО?
Это очень интересная история. К тому времени я уже на протяжении четырех лет был полностью погружен в тему стартапов. Но если раньше я сам участвовал в разных проектах — у меня было и свое агентство, мы разрабатывали сайты, мобильные приложения, несколько лет занимались чат-ботами — то после моей поездки в Барселону, где я изучал маркетинг и e-commerce в магистратуре EAE Business School, для меня открылся совершенно другой мир.
На тот момент у меня уже была хорошая работа, семья — в общем, все складывалось. Но в итоге я понял: все, что я смог сделать в компаниях, где работал, — уже сделано, ничего нового я придумать не могу. В 2013 году мы вернулись из Барселоны в Петербург — тогда я начал работать с американскими компаниями и еще больше погружаться в тему работы со стартапами. В то время я много чему научился: освоил методики, безусловно, пришлось совершить и кучу ошибок, но в итоге я приобрел очень полезный опыт: научился быстрой проверке гипотез, начал понимать, что работает, а что нет, что и как можно улучшить и так далее. После этого мне стали поступать предложения поработать с другими стартапами. Я начал помогать ребятам из Латинской Америки, стал постепенно все больше и больше погружаться в комьюнити.
На одном из мероприятий я познакомился с Еленой Гавриловой, мы начали общаться, потом пересекались на других совместных мероприятиях — Startup Village, ФРИИ Startup Day и так далее, и я ей предложил помощь. К этому моменту у меня уже сложился определенный опыт, который я мог использовать при обучении, появилось понимание, что я могу оказывать поддержку молодым ребятам. Я понял, что в свое время, когда я делал первые проекты в Политехе, у меня такой помощи не было и, по сути, не было никаких шансов сделать то, что могут делать сейчас ребята, которые только начинают. Если бы, когда мне было 20 лет, кто-то предложил мне такую помощь, я думаю, что все сложилось бы по-другому.
В итоге пару лет назад меня пригласили участвовать в различных мероприятиях: например, в GenerationS в 2016 году я выступал ментором. В прошлом году я принимал участие в акселерационной программе Физтех, которая длилась три месяца и в течение которой мне довелось работать с такими стартапами, с которыми, казалось, я никогда работать не буду. После этого я стал принимать участие в программах бизнес-инкубатора Университета ИТМО, сначала просто приходил, слушал, давал советы, а в этом году стал ментором программы, проводимой совместно с MIT — MIT Global Startup Labs, а также плотно работал со студентами из Кореи в течение международной летней школы SumIT — в частности, проводил мастер-класс по питчу.
В России стартап-движение начало формироваться относительно недавно. Университет ИТМО был одним из первых вузов в стране, кто стал активно развивать в своих стенах программы поддержки начинающих предпринимателей. Но во многих университетах в целом система еще продолжает выстраиваться. С какими проблемами приходится сталкиваться до сих пор? И какие условия должны сложиться в вузах, чтобы наладить систему поддержки студенческого предпринимательства?
Сейчас в каждом втором, особенно столичном университете есть свои бизнес-инкубаторы. Но, исходя из моих наблюдений, в Университете ИТМО работа выстроена наиболее успешно, это на 100%.
Если говорить о ситуации в целом, прежде всего проблема не в том, что студенты неумные или у них нет идей. Как раз наоборот. Но зачастую они просто не знают, куда обратиться. Они не понимают, как сделать первый шаг. Пока эта система в целом по стране достаточно размыта.
Безусловно, чтобы система работала, должен быть некий инициатор, мотиватор, который сможет обратить внимание студентов на такие вещи. Причем, что характерно, все это делается бесплатно. Казалось бы, почему этим не воспользоваться? Но с другой стороны, надо понимать, что такие программы подходят только для тех студентов, у которых возникает желание создавать что-то не только для себя, но и для других, делать из этого бизнес.
Да, мы не все такие. Я знаю много людей, которые просто не родились быть предпринимателями: безусловно, они что-то хотят, но это «хотят» продолжается годами и не выливается в проект. Поэтому, с одной стороны, должен быть инициатор, а с другой — желание самого студента, который понимает, что действительно хочет делать бизнес.
Когда и как может прийти это понимание?
Как мне кажется, все должно идти еще с детства. И, на мой взгляд, школа в этом плане — очень важная структура. В России есть такие примеры, когда уже с седьмого-восьмого класса даются уроки по целенаправленному развитию тех или иных навыков, склонностей.Но я считаю, что все должно начинаться не в старших классах, а в самом начале, когда дети еще маленькие.
Например, я уже понемногу начинаю работать с моей дочерью, которой скоро будет десять лет. Я наблюдаю, как она играет, что ей интересно, пробую обучать ее по различным методикам. Я понимаю, что ей нравится, и постепенно начинаю развивать эти интересы. Ведь они проявляются с малого возраста, будь то тяга к программированию или рисованию. И надо помочь им развивать в себе это. Моей дочери, например, очень нравится рисование, и я стараюсь дать ей все инструменты, чтобы ей было удобно развиваться в этой сфере, с помощью различных технологий придумывать что-то самостоятельно.
А если человек уже взрослый и хочет начать свой бизнес, какие шаги ему необходимо предпринять в самом начале пути?
Еще до того, как начинать строить бизнес, прежде всего надо понять, как ставить перед собой цели, как работать с идеями, определить, умеете ли вы организовать свое время или нет. Есть люди, которые не понимают, насколько это важно. Кроме того, необходимо четко понять, чем именно вы хотите заниматься. Простой пример: вы хотите стать инженером. Окей. А программировать пробовали? Нет. Потом выясняется, что после года программирования вы уже просто не можете этим заниматься, потому что это совсем не ваше.
Все эти простые, казалось бы, шаги — именно то, что нужно усвоить еще до того, как вы примете решение стать предпринимателем. Ведь потом вам необходимо будет ставить перед собой цели и достигать их, показывая конкретные результаты каждый божий день. Если такого осознания нет, придется очень сложно.
Потом уже необходимо набирать опыт, участвуя в различных акселерационных программах. Некоторые люди до сих пор мне говорят, мол, «зачем все это нужно», «этот акселератор мне не понравился» или «он мне ничего не дал». Но подождите, ведь это конкретно ему не понравилось. Это вовсе не означает, что акселератор или программа плохая. В любом случае, участие всегда дает опыт и новые знания.
Удавалось ли в вашей практике убедить даже самых закоренелых скептиков?
Как раз в прошлом году в рамках программы Физтех я работал со стартапами совсем не по моей тематике. Я занимаюсь digital, а там были команды, которые делают проекты по биотеху. Там были слова, которые я слышал первый раз в жизни. Мне приходилось много читать, узнавать по теме.
Но еще одна сложность — там были участники, которым по 55 лет. Да, они крутые специалисты в своей области, всю жизнь занимаются наукой, но эти люди также впервые в жизни слышали, что такое питч и так далее. Было непросто, ведь многие сначала даже не понимали, зачем им вообще все это. Что характерно, это как раз люди старшего поколения, именно они, как правило, настроены наиболее консервативно.
В итоге я просто сказал им: «Ребята, я здесь не потому, что хочу вас мучить, а потому, что хочу вам помочь. Поэтому я вам предлагаю следующее: послушайте меня на этой неделе, сделайте, что я прошу, а на следующей неделе мы посмотрим на результаты. Если это вам не поможет, я уйду». Они сделали, что я просил, и мы получили результат. Мы начали с нуля. Понемногу научились ставить цели, общаться с людьми, а потом сделали CustDev. В результате моя команда выиграла. И это был действительно кайф — делиться знаниями и своим опытом с другими и получать отдачу, видеть, что твои усилия действительно приносят пользу.
Тем не менее, в целом в России постепенно приходит понимание, что такое стартап-движение, из чего оно состоит. Основные центры, безусловно, находятся в столицах. В других городах экосистема развивается не так стремительно. Можно ли изменить ситуацию в регионах?
Как раз Университет ИТМО этим и занимается — он создает программы в разных городах России, развивает партнерство с другими регионами, передает опыт. Кроме того, сейчас по всей России организуются различные митапы. И люди начинают понимать, что это такое и зачем это нужно. Еще четыре года назад ситуация была совсем иная.
Цель митапа — это общение. И сейчас в России уже приходит понимание того, для чего организуются такие мероприятия. Люди не просто слушают, что говорят другие, они заводят новые знакомства, общаются с людьми, с которыми у них есть общие интересы. И кто знает, может, это судьба, и уже завтра они вместе начнут строить совместный бизнес? Так и происходит сейчас. Если вы спросите у стартаперов, где они познакомились, многие наверняка ответят, что именно на таких мероприятиях или по рекомендациям друзей и коллег.
Развитие стартап-культуры в вузах и обучение технологическому предпринимательству в масштабах страны сейчас обсуждается в том числе и на высшем уровне. Несколько месяцев назад на сайте правительства было опубликовано поручение, адресованное министерству образования и ряду ведомств, в котором говорится о необходимости разработать дорожную карту по развитию технологического предпринимательства в вузах. Такая дорожная карта, согласно указанным срокам, должна появиться уже к 1 сентября 2017 года. Как вам кажется, развитие глобальной системы обучения технологическому предпринимательству — действительно задача государства?
Безусловно, да. Особенно в России, где именно государство принимает самые главные решения. Здесь давно сложилось понимание, что лучший университет — это не частный, а именно государственный. Поэтому налаживание такой работы в вузах при поддержке государства — это, на мой взгляд, правильная инициатива. С другой стороны, должны существовать и частные институты, которые также будут заниматься этой темой. Здесь, как мне кажется, очень эффективными могли быть как раз-таки государственно-частные структуры.
Но, еще раз повторюсь, другое дело, что начинаться такая работа должна даже не в университетах, а еще в школах. Хороший пример — система образования в Финляндии. Там нет домашних заданий, но при этом у них высокий уровень образования. Потому что дети делают именно то, что они хотят: если им нравится программирование, они программируют, если нравится рисование — они развиваются в этой сфере и начинают создавать что-то свое и так далее. Они уже с детства понимают, что совершенно свободны и что только от них будет зависеть результат.
Насколько это возможно в России? Ведь у нас достаточно консервативная система образования, особенно школьного.
Я родился в Колумбии, но прожил в России почти половину своей жизни. И за это время я уже успел заметить, как меняется ситуация — в образовании, в семейных ценностях, в отношении к собственной жизни. Даже за 13-14 лет у людей очень многое поменялось. И я думаю, что все эти изменения только к лучшему.
Сейчас какие цели вы ставите перед собой на ближайшее будущее?
Я продолжаю выступать ментором в бизнес-инкубаторе Университета ИТМО. Уже в сентябре там стартует новая программа, в которой могут принять участие любые ребята, которые хотят развивать собственный проект. Уверен, что уже в ближайшем будущем нас ждет еще немало новых, успешных стартапов.