Студенчество, шоу талантов и настойчивость
Расскажи, пожалуйста, почему когда-то ты решил поступать именно в Университет ИТМО?
Я с 7 класса занимался олимпиадной информатикой и программированием, так что уже к 10-11 классу имел большой список наград, в том числе диплом призера на Всероссийской олимпиаде. Благодаря этому я мог выбрать любой вуз. Изначально рассматривал Университет ИТМО, СПбГУ и МФТИ. Важную роль сыграл город, мне понравился Санкт-Петербург, и я решил учиться именно здесь. Позже определился и с университетом, ИТМО привлек меня тем комфортом, в котором можно учиться и профессионально расти.
Какие у тебя воспоминания о студенчестве?
Честно говоря, я много учился, это занимало почти всё моё время, и на другие дела сил почти не оставалось. Правда, на 3 или 4 курсе я всё-таки решил это исправить, пошел на шоу талантов и как жонглер занял там первое место. Но ключевые воспоминания всё равно связаны именно с учебой. Думаю, что это большая заслуга университета и кафедры компьютерных технологий (КТ), что они смогли создать атмосферу, в которой хотелось учиться нон-стоп.
Как сейчас оцениваешь, что дал тебе университет?
Первое — это люди, которые меня окружали, рядом с ними хотелось больше учиться, они были мотивацией для роста и накопления новых знаний. Второе — это навыки в обучении, университет точно дал мне понимание: как учиться. В современном мире это очень важный навык, потому что с той динамикой, с которой развиваются технологии, меняются профессии очень важно вовремя усваивать информацию. И третье — это настойчивость. Здесь я научился не сдаваться, спокойно относиться к провалам и трудностям: сначала только в учебе, но потом и в других сферах жизни.
Какой совет ты бы дал студентам?
Быть уверенными в своих силах, быть настойчивыми в том, что они делают. Как правило, ничего не получается с первого раза: ни в работе, ни в хобби, ни в бизнесе. Поэтому надо учиться спокойнее реагировать на заминки, неудачи, воспринимать любой опыт как ценность и идти дальше. Еще я бы посоветовал развивать не только hard skills, но и soft skills, потому что в долгосрочном развитии влияют не только прямые профессиональные навыки, но и умение общаться, выстраивать сеть из коллег и знакомых, презентовать свои идеи, аргументировать их.
«Яндекс», Facebook и Snapchat
Расскажи, с чего началась твоя карьера?
Она началась еще в бакалавриате. На втором курсе у нас был предмет «Программирование мобильных приложений», его вели сотрудники «Яндекса». Когда курс закончился, то нескольких ребят из группы пригласили на стажировку, я был в их числе. Поначалу работал 10 часов в неделю, потом 20, а затем в обычном рабочем режиме — в сумме почти 2.5 года.
Как тебе этот опыт?
Однозначно позитивно. Он позволил мне понять специфику работы в большой компании, я разобрался, как там устроены процессы, как коллеги общаются между собой, как работают отделы. Это здорово, но для себя я понял, что работа в большой организации — это не панацея, просто в маленькой компании или в стартапе немного другие преимущества. Поэтому если у вас не получится попасть в «Яндекс» или Google, то вы не плохой программист, у вас просто другой путь самореализации и всё. Помните: safety is prison, freedom is risk.
Чем ты занялся после «Яндекса»?
На 4 курсе я начал рассматривать варианты, как можно продолжить карьеру. Начал ходить на собеседования, получил предложение из Mail.ru Group и Facebook. Почти решил остановиться на последнем: уже купил билеты в Калифорнию и оформил визу, как вдруг получил от инвестора зеленый свет на реализацию одной из наших идей. Он предложил финансовую поддержку стартапа. И мы с друзьями загорелись этой идеей и начали строить свой первый стартап.
Почему ты предпочел стартап, которого у тебя еще не было, работе в Facebook?
Такой выбор действительно может показаться странным, особенно если верить всем байкам о материальных проблемах стартапов и смотреть статистику, сколько из них не проживают и три года. Понятно, что это более дикий, более непредсказуемый мир. Но его прелесть в том, что он дает более разноплановое развитие. В большой компании у каждого специалиста узкая сфера обязанностей, а в стартапе на твои плечи ложится всё: и бизнес, и технологии, и стратегия. Для меня этот путь был более интересным и перспективным, хотя и не таким простым, как хотелось бы.
Случались провалы?
Конечно, первые наши 4-5 идей провалились. Изначально мы работали с мобильным поиском, хотели предложить формирование выдачи, более адаптированное под мобильные платформы, с большим упором под медиаконтент, на видео, картинки, чтобы это было более нативно для телефонов. Также был ряд других идей, но из этих задумок ничего не вышло.
Как ты пережил этот сложный период?
Да, он был непростой точно. Были чувства полной внутренней разрухи, хотя головой я возвращал себя к мысли, что любой опыт — это польза, эмоции сложно было переубедить. Особенно когда смотрел на своих друзей, которые делали карьеру, думал: а вдруг я ошибся и надо было идти в Facebook, вдруг стартапы — это не мое. Но со временем успокаивался, брал себя в руки и продолжал работу.
А как в итоге вы нашли удачную идею?
Есть общий механизм для бизнесов такого формата: нужно взять одну из последних конференций, желательно в области машинного обучения или компьютерного зрения, и посмотреть, какие вещи технологически, алгоритмически придумали люди. А затем командой подумать: как эти инструменты, наработки можно упаковать в пользовательский продукт. Мы точно также посмотрели конференцию по компьютерному зрению и приметили там алгоритм, который анимирует лицо так, что сложно отличить, говорил это реальный человек или анимация. На основе этой идеи мы и начали развивать продукт для нашего стартапа AI Factory. Одной из разработок стала функция, которая делает из селфи короткое видео с наложением разных эффектов и стикеров.
В конце прошлого года стало известно о том, что ваш стартап купили представители Snapchat. Это произошло до запуска продукта?
Комментировать факт продажи, к сожалению, я не могу, но буду рад поделиться путем развития нашей компании AI Factory. Всё развивалось следующим образом: какое-то время мы работали над технологией, а потом все силы бросили в развитие контента. После чего перед нами встал выбор: пойти по классическому пути развития подобных приложений или предпринять другой стратегический ход. Как это чаще всего работает: компании сначала выстреливают, попадают в топы, а потом быстро надоедают пользователям, начинают работать с рекламой, зарабатывают на этом деньги и на пике продаются большой IT-компании. Мы же решили сделать иначе: мы оставили возможность и всю ценность первого выхода на рынок большой компании.
Сейчас вы никак не работаете с проектом?
Не совсем, мы переезжаем в офис в Америку, чтобы несколько лет развивать и поддерживать продукт.
Что ты планируешь делать потом? Развивать новые стартапы?
Думаю, да, мне очень хочется создать что-то в сфере путешествий, потому что это важная часть жизни многих людей. Я и сам большой фанат таких сервисов, как каучсерфинг, например. Так что от стартапов пока уходить не планирую, мне нравится тот азарт, который мне дает эта работа. Мне кажется, что это чувство как раз то средство, которое может спасти тебя от профессионального выгорания.
Добавим, что об истории Григория Ткаченко можно также почитать в блоге профессора факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО Анатолия Шалыто. В материале он рассуждает о преимуществах подготовки в области олимпиадного программирования, которая дает возможность выпускникам факультета не только становиться сотрудниками лабораторий и работать в крупных IT-компаниях, но и реализовать себя в бизнесе.