Какие перспективы для бизнеса есть в России
Любой кризис — это не только сложности, но и возможности, уверен Алексей Бирюков. С российского рынка ушли многие зарубежные конкуренты, а уровень спроса на продукцию тех, кто остался, кратно вырос. Да, рекламный рынок покинули два крупных иностранных бренда, отрезав российским маркетологам возможность проводить рекламные кампании. Однако, по словам предпринимателя, специалисты уже успешно перестраиваются на другие площадки и инструменты, например Яндекс и myTarget. Кроме того, у маркетологов остались крупные социальные сети вроде ВКонтакте, с помощью которых можно работать не только на российский рынок, но и на СНГ.
«Технически мы не потеряли возможность работать с аудиторией, и мы уже видим, что бюджеты переехали на другие площадки. Сейчас, безусловно, нужно строить решения, направленные на российский рынок. Но надо учитывать и рынок СНГ, а он совсем не маленький. Страны этого региона и раньше прекрасно работали с российскими платформами, и в будущем ничего в этом плане не изменится», ― сказал он.
По словам Ильи Чеха, способность выживать и делать бизнес в условиях неопределенности ― неотъемлемое качество для предпринимателя. И его главная задача ― видеть возможности там, где все остальные побоялись бы вообще заниматься бизнесом.
«Я считаю, что кризис ― это всё-таки больше время возможностей, чем сложностей и проблем. Предприниматель живет в атмосфере неопределенности, ему необходимы вызовы. Это что-то вроде зависимости. В этом смысле показательны истории фаундеров, которые открывали стартапы, справляясь со сложностями и неопределенностью, а потом продавали бизнес или отходили от дел, когда компания выходила на обычную, понятную операционную деятельность. Так что кризис для настоящего предпринимателя ― естественная среда обитания», ― считает он.
Илья Чех отмечает, что сегодня с рынка ушли практически все крупные конкуренты «Моторики», и задача компании на ближайший год ― использовать эту ситуацию, чтобы существенно нарастить свою долю. Вместе с тем инновационным технологическим стартапам в ближайшее время будет действительно тяжело, признает он. Прежде всего ― из-за проблем с венчурным финансированием. «На коне» в ближайшее время окажутся компании, которые готовы предложить понятные решения, закрывающие текущие потребности клиентов, и проекты, направленные на быструю окупаемость. Если говорить о робототехнике, то это, например, те же сервисные роботы, заточенные под конкретные производства. При этом, как отмечает Илья Чех, получить финансирование на такие истории сейчас вполне реально.
«Сейчас практически не будет венчурного финансирования. Но начинают появляться грантовые истории, в том числе направленные на импортозамещение. Например, фонд Бортника недавно объявил новый конкурс. Помимо этого, растет господдержка, и в этих условиях можно делать научно-технологический бизнес. Но надо учесть, что преимущество будет у понятных проектов, направленных на быструю окупаемость», ― уточнил основатель «Моторики».
С этим согласен и Сергей Сафонов, который уверен, что сейчас время для так называемого лайфстайл-бизнеса. Это небольшие компании, состоящие, как правило, из достаточно небольшого числа людей и ориентирующиеся на быстрое получение прибыли. Другая возможность, которой могут воспользоваться предприниматели, ― большое количество хороших кадров на рынке труда ― это прежде всего высококвалифицированные разработчики и маркетологи.
«В стране на самом деле осталось много Senior-разработчиков, много сильных маркетологов, которые не хотят переезжать по разным обстоятельствам. И если вы возьмете в партнеры таких специалистов, дадите им не опционы, как в стартапах, а нормальные доли в бизнесе, процент от выручки, то вы можете сколотить действительно сильную команду. Привлекая таких людей, у вас появляется возможность создать собственную компанию в сфере малого бизнеса, а для такого бизнеса, я считаю, возможностей сейчас много», ― сказал он.
Как найти свое окно возможностей сегодня
По мнению Алексея Бирюкова, первая возможность, которой можно воспользоваться, — продажа «самого себя» и своих профессиональных навыков, но не за заработную плату, а работая в собственной компании. И для этого можно не создавать целый стартап с несколькими сотрудниками. Если вы профессионал в своей сфере, ничего не мешает работать на себя, для начала создав компанию из вас одного. Для этого потребуются сильные hard skills в вашей сфере, а также полная погруженность в дело и понимание, что всеми процессами ― поиском клиентов, продажами и прочим ― хотя бы первое время придется заниматься самостоятельно.
Из-за ухода зарубежных компаний, российские потребители лишились огромного количества товаров. Для предпринимателей это шанс занять нишу и продавать на маркетплейсах продукты собственного производства или возить товары из Индии и Китая, отмечает Сергей Сафонов. Несмотря на то, маркетплейсы считаются «заезженной историей» в предпринимательском сообществе, сейчас они могут получить новый виток развития, уверен эксперт. В ближайший год в магазинах не будет хватать товаров из-за перебоев с поставками или их будут продавать по завышенным ценам. Поэтому сейчас предприниматели могут договориться с индийскими, китайскими или российскими фабриками, например по производству косметики или детских игрушек, создать свой бренд и продавать по невысоким ценам продукцию на маркетплейсах. Также важно, что у маркетплейсов быстрые оборотные циклы. Если вы договариваетесь об отсрочке платежа с фабрикой и вовремя распродаете все товары, вам не потребуется много оборотных средств и ваш бизнес сможет вырасти без внешних инвестиций.
Начинать свое дело лучше с создания простых продуктов, соглашается Илья Чех. Получив первый опыт в бизнесе и разработке, можно переходить к расширению и усложнению линейки продуктов и их функционала.
«Если бы я создавал бизнес сейчас, я бы начал с более простых вещей — вендинговых автоматов, сервисных роботов, компьютеризации производств, оборудования для упаковочных и конвейерных линий. Это что-то понятное с точки зрения продукта и технологий, которые можно использовать», — говорит он.
Где студенту найти ментора и как его выбрать
Но как студенту, который еще только задумался о создании своего продукта и не знает всех тонкостей бизнеса, начать преодолевать этот путь? С чего стоит начать? Как не наделать сразу кучу ошибок? У кого спросить совет? Прибегать к сторонней помощи при создании и развитии бизнеса ― это нормально. Для этого существуют менторы и трекеры, но важно четко понимать, какой именно специалист вам нужен, отмечает Алексей Бирюков. Трекер ― это человек, который в течение всей акселерационной программы отслеживает путь стартапа и мотивирует команду двигаться дальше. А ментор — это признанный эксперт в определенной сфере, который должен детально разобраться, на каком уровне находитесь вы и ваш бизнес и помочь стать лучше.
«Задача ментора — вас прокачать. Не надо воспринимать его как Google, в котором вы можете быстро получить ответ для решения своего вопроса. Когда вы начинаете воспринимать ментора как человека, цель которого сделать вас более скиллованным по той экспертизе, за которой вы пришли, его путь может быть совершенно не такой, как вы ожидаете. Вы приходите на встречу и просите решить какую-либо проблему, и вы от ментора можете получить ответ не “Сделай вот это” — это будет худший ответ, который может дать вам ментор, а ответы следующего характера: “А что ты делал?”, “Что у тебя не получилось?”, “Какие были результаты?”, “А как ты сам считаешь?” и “А пробовал ли ты вот это?”. Если вы получаете прямые советы, это не ментор», — объясняет он.
С этим согласен и Илья Чех. На старте собственной компании он сам обращался за помощью к менторам из акселератора и консультировался по созданию презентаций и финансовой модели. При выборе специалиста он советует фокусироваться на том аспекте бизнеса, который нужно развивать именно сейчас. Менторство помогает сэкономить время и получить экспертизу, нужную для перехода на следующий уровень развития компании. Сергей Сафонов рекомендует брать в менторы того, у кого в организации трудится на порядок больше сотрудников, чем у вас, но при этом он совсем недавно перешел на новый уровень развития компании.
Найти подходящего ментора можно в акселераторах, к которым относится акселератор SberStudent, акселератор Технопарка «Сколково», центр поддержки социальных инноваций и предпринимательства Impact Hub Moscow, а также разные региональные и университетские программы. Еще один вариант — поиск на специальных платформах, например Experum. Также опытные менторы работают в Акселераторе ИТМО ― новый набор проектов в акселератор как раз стартовал, заявки принимаются до 20 апреля.
Добавим, что посмотреть запись второго митапа полностью можно по ссылке. В первом митапе приняли участие предприниматели Иван Хаустов, Ярослав Городецкий, Павел Берман, Дмитрий Волошин, Василий Мещеряков и Виталий Янко. Они обсудили, стоит ли сейчас релоцироваться, как развивать свой стартап тем, кто решил остаться, и какую сферу для этого выбрать, а также какие специалисты будут востребованы в нынешних условиях. Ознакомиться с выступлениями спикеров в записи можно здесь, а прочитать о самых важных выводах встречи — в материале ITMO.NEWS.