Развивать управленческие навыки у будущих менеджеров в сфере инноваций необходимо с первого курса обучения в вузе, считает Игорь Куприенко. В Университете ИТМО студентам-бакалаврам не просто дополнительно преподают философию и историю, но и развивают их личные качества, обучая полезным навыкам, которые в будущем пригодятся в работе.
«Среди них способность формировать мировоззренческую позицию на основе философских знаний, умение анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции, возможность использовать основы экономических и правовых знаний в различных сферах деятельности, навыки эффективной коммуникации на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, умение работать в команде, а также способность к самоорганизации и самообразованию», — пояснил Игорь Куприенко.
В свою очередь, доцент кафедры прикладной и компьютерной оптики Университета ИТМО Надежда Толстоба представила доклад о вызовах в работе со студентами. По ее словам, когда универсанты проходят обучение, они не всегда получают опыт работы в лабораториях с дорогостоящим оборудованием сначала ввиду юного возраста, а затем — из-за потери энтузиазма. Работа преподавателей со студентами тоже непроста: так, они не всегда могут уделять внимание каждому студенту. Налаживанию доверительных отношений зачастую мешает и разница в возрасте. Чтобы нивелировать подобные проблемы, в 2013 году в Университете ИТМО создали Открытую лабораторию идей, методик и практик, которая призвана привить воспитанникам интерес к будущей профессии.
«Например, в лаборатории есть такие популярные направления как приборостроение, мехатроника, робототехника, художественные дисциплины. Открываются мастерские, работающие по принципу „энтузиасты для энтузиастов“. Каждый студент может посетить занятия, которые ему интересны, и, зарядившись энтузиазмом своих ровесников, создать интересный проект», — отметила специалист.
О важности энтузиазма при трудоустройстве рассказала Екатерина Егошина. Она представила профориентационный проект «Работай в России!», направленный на повышение мотивации выпускников вузов работать на российских предприятиях, развивать и улучшать их. Для этого нужно показывать молодым людям реальные плюсы труда на родине.
«Развивая молодежную активность на предприятиях, можно повысить лояльность молодых людей к работе в промышленном секторе. Важно воспитывать ребят, которые будут относиться к своему предприятию не просто как к месту зарабатывания денег, а как к перспективному для карьерного роста месту, которое является важной частью их жизни», — заключила Екатерина Егошина.
Николай Бовтунов, продолжая тему подготовки управленческих кадров в сфере инноваций, выступил с докладом о Школе техноброкеров. Выпускники школы призваны в глобальном плане привести российский рынок инноваций в соответствие с нормами рыночной экономики. Это означает, что новые и актуальные идеи будут внедряться в производство по мере поступления, а не с задержкой в несколько лет.
«Техноброкер — это посредник между наукой и бизнесом. Изначально он является агентом, который получает прибыль от совершения технологической сделки, однако в более широком понимании он не только посредник, но и человек, соединяющий разрозненные отрасли, создающий новые пути для технологий. Яркие примеры — Томас Эдисон и Генри Форд», — отметил он.
По словам эксперта, растущая экономика инноваций в России сама по себе делает профессию техноброкера востребованной. Он добавил, что школы техноброкерства уже реализованы в Москве и Петербурге, планируется открытие в Новосибирске. Таким образом, в разных регионах страны будет сформировано сообщество уникальных специалистов, которые будут поддерживать связь друг с другом.