Внедрение технологий умного города невозможно без достаточных знаний о городских процессах: о транспортной логистике, передвижении толп людей, их потребностях в социальной инфраструктуре, погодных условиях и многих других составляющих жизни урбанизированных территорий. Эти знания позволяют оценить, как внедрение инноваций скажется на жизни каждого гражданина, как повлияет на бюджет города, будет ли эффективно решать проблему. Кроме того, может оказаться, что необходимо не создавать новое, а просто наладить работу уже существующих систем умного города.
«Если говорить о „дорожной карте“ умных городов, то прежде мы должны ответить на несколько вопросов. Знаем ли мы состав городского сообщества? Понимаем ли мы границы города? Изучили ли ежедневные потоки людей? Технологии умного города направлены на все сферы общественной жизни: транспорт, безопасность, здравоохранение, экология, энергопотребление и другие. Уже 50% населения планеты проживает в городах. Сегодня очень важно делать города привлекательными, так как в будущем они будут конкурировать друг с другом за человеческий ресурс», — отметила координатор учебной программы Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Арина Сендер.
Некоторые государства мира ставят перед собой амбициозные планы по строительству новых умных городов. Например, правительство Индии намерено возвести 100 высокотехнологичных городов, хотя сроки исполнения инициативы не называются. В Объединенных Арабских Эмиратах уже более десяти лет строится эко-город Масдар, который должен снабжаться исключительно возобновляемыми источниками энергии, однако проект тормозят финансовые проблемы. В Южной Корее уже наполовину заселен умный город Сонгдо, где интеллектуальные системы регулируют светофоры в зависимости от трафика и освещение на тротуарах в зависимости от количества пешеходов. Однако в Сонгдо возникло явление «цифрового неравенства» — некоторые люди оказались на «обочине» жизни, так как не могут, например, купить электронный билет на поезд из-за отсутствия в их смартфоне подключения к сети, а обычных касс в городе нет.
Это ставит перед урбанистами ряд проблем. Необходимо не забывать, что умные технологии создаются в первую очередь для людей. Во-вторых, для внедрения IT-решений требуется всестороннее просвещение и информирование граждан. Однако для этого, в свою очередь, необходим определенный уровень ответственности населения и желание каждого совершенствовать окружающую среду. Так как умные города подразумевают, в том числе, сокращение административного аппарата, который регулирует взаимодействие жителей с органами госвласти и между собой.
В правительстве Санкт-Петербурга в последние 10 лет внедряются различные системы, которые упрощают это взаимодействие. Уже эффективно работают многофункциональные центры, а также сайты для электронной подачи документов, например, в отделы ЗАГС.
«В городе тысячи услуг, оказание которых может быть автоматизировано, поэтому возможности для урбанистов и программистов в этой области огромны. Конечно, многие люди еще „по старинке“ любят стоять в очередях, вместо того, чтобы оформить услугу за десять минут дома перед компьютером. Кто-то еще не верит в то, что это работает, боится, что бумаги без сырой печати окажется недостаточно для регистрации брака, например. Но технологии умных городов будут развиваться, и сейчас мы делаем акцент на качестве этих услуг, а не на их количестве, потому что удовлетворенность горожан новыми сервисами должна быть 90%», — сказал специалист Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Дмитрий Кучеренко.
Для того чтобы новые высокотехнологичные приложения, сервисы, автоматизированные регулирующие системы работали действительно эффективно, при их создании не обойтись без моделирования городских процессов. Этим занимаются, в том числе, специалисты лаборатории «Городская информатика» Университета ИТМО. Моделирование позволяет отследить не только причины состоявшихся событий, но и спрогнозировать ситуации, которые еще не произошли. В этом случае необходима совместная работа программистов и социологов.
«Наглядный пример — это моделирование возникновения давки на выходах со строящегося стадиона „Крестовский“, более известного как „Зенит-арена“. Объект еще не функционирует, но с помощью компьютерного моделирования мы можем видеть, где возникнут опасные для жизни ситуации и что необходимо исправить, чтобы этого не допустить», — рассказал руководитель лаборатории «Городская информатика» Сергей Иванов.
В основе метода компьютерного моделирования, опять-таки, лежат знания и информация о городских процессах. При этом важно учитывать, что собрать абсолютно все данные о передвижениях каждого человека невозможно, — в какой-то мере они будут неточными. Именно поэтому в работе урбаниста определяющим фактором становится наличие междисциплинарных знаний или умение работать в команде со специалистами другого профиля, которые смогут заполнить образующиеся в проектах пробелы. В Институте дизайна и урбанистики акцент при подготовке магистров делается именно на эти навыки, а также на реализации реальных проектов, подчеркнули эксперты.
Добавим, что следующая открытая лекция в рамках Дней открытых дверей Института дизайна и урбанистики пройдет 4 августа и будет посвящена современным технологиям в транспортном планировании.