Solution Lab — это особый формат соревнования, в котором студентам предлагают решать реальные задачи индустрии. Работает он следующим образом: компании формулируют одну или несколько проблем, которые им необходимо решить, и передают кураторам Solution Lab. Студенты выбирают те задачи, которые им интересны, и собираются в команды; им предлагают тестовое задание, и те, кто успешно его сдаст, продолжает работу над выбранным кейсом. Если решение соответствует техническому заданию и компания довольна результатом, она приобретает права на интеллектуальную собственность.
Заместитель директора «Демола СПб» и руководитель Solution Lab Юлия Алексеева рассказывает, что проект позволяет убить сразу несколько зайцев. Студенты получают возможность проверить свои академические знания на практике и получить опыт работы по профессии, университеты расширяют контакты с представителями индустрии, компании получают механизм для решения своих задач, а в некоторых случаях — еще и новых сотрудников.
«Студентам дают не какие-то теоретические, а очень жизненные задачи, они могут решить какую-то насущную „боль“ компании. Часто выясняется, что университетских знаний для этого недостаточно — допустим, в вузах обучают не всем языкам программирования, и приходится доучиваться. Этот опыт очень приближен к реальной жизни, и, хотя работа в офисе выглядит несколько иначе, проект помогает лучше адаптироваться к тому, что будет после университета. Не могу гарантировать, что после Solution Lab представители компании обязательно позовут вас работать к себе, но такие случаи есть — порой для поддержки продукта им проще взять того, кто его разрабатывал, чем обучать своего сотрудника», — объясняет Юлия Алексеева.
Индустриальные партнеры Solution Lab предлагают студентам кейсы из своей обычной практики. К примеру, этой осенью «Геоскану» понадобилась установка для автоматизированной предметной съемки и создания 3D-модели, «Ростелеком» ждет программное обеспечение для автоматической рассылки SMS в зависимости от того, какими сервисами и услугами пользуются абоненты, «Аркадии» нужно приложение для трансляции новостей на широкоформатные экраны в офисах компании. Причем компании не всегда делают поправку на то, что их проектами занимаются студенты: некоторые принимают работающий продукт и не интересуются, как он работает, а некоторые требуют строгого соответствия всем пунктам технического задания.
По словам ментора Solution Lab Маргариты Петровой, волшебного сценария, помогающего победить в проекте, не существует. Участникам проекта нужно полагаться на свои знания и навыки презентации.
«В прошлом сезоне в рамках одного из кейсов нужно было разработать определенный алгоритм, над ним работали пять команд: кто-то представил уже готовую программу, в которую нужно было просто вбить входные данные, кто-то делал презентацию. Компания оценила все их особенности, до последнего было неясно, кому предложат решать этот кейс, — рассказывает Маргарита Петрова. — Вероятность победы сильно зависит от массы факторов, в том числе — от самой компании, которая предложила кейс».
По словам эксперта, успешная сдача проекта в рамках Solution Lab не означает конец работы над ним. Некоторые команды используют полученный опыт для создания собственного бизнеса.
«В первом сезоне Solution Lab одна команда разрабатывала экспо-робота. Проект был завершен, они справились с кейсом, но в итоге этот экспо-робот перерос в их личный стартап, они участвуют с ним на разных выставках. В этом плане Solution Lab можно рассматривать как старт: здесь ребята находятся под присмотром, их проекты курируют представители и нашей компании, и той, которая предлагала кейс, если возникают трудности — мы помогаем найти преподавателей. Это опыт, который помогает в дальнейшем выходить на более крупные площадки с инвесторами, готовыми вложить средства в работающий проект», — объясняет Маргарита Петрова.
Добавим, что над тестовыми заданиями участникам осеннего сезона Solution Lab предстоит работать до 28 сентября. Команды-победители, которые продолжат работать над кейсами, будут выбраны до 4 октября.
Всего за время существования проекта его партнерами стали более сорока компаний, которые предложили студентам решить 72 кейса. Организаторами Solution Lab выступают Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Университет ИТМО.