По словам главы комитета по градостроительству и архитектуре Владимира Григорьева, чиновники сделали конкурс закрытым и пригласили на него пару десятков профессиональных команд. В результате сложного отбора в шортлист вышли девять групп, как зарубежных, так и иностранных, — по три команды из Москвы, Петербурга и из-за рубежа. Проблемную территорию поделили на три условных зоны. Каждую зону предстояло рассмотреть трем командам и представить свое видение развития «серого пояса». Перспективные идеи экспонировали на форуме «Экстремальный урбанизм».
«Мы хотим огласить условного победителя на каждой из трех площадок. Надеюсь, конкурс выявит тенденции развития и позволит нам определить дальнейшую программу действий. Нам предстоит огромная работа — в частности, нужно будет заняться инвентаризацией прав собственности. Не знаю, оставим ли мы три пилотных зоны или выберем одного победителя, но работа в любом случае будет продолжаться. Это очень робкий первый шаг, который должен явиться неким катализатором процесса по выработке принципов серьезного градостроительного преобразования обширных территорий», — подчеркнул глава комитета.
Неизбежный редевелопмент
Как говорят в Смольном, изначально концепция преобразования предполагала оставить на территории 30% невредного производства, еще 30% территории отдать под разнообразные общественные пространства, а остальные 40% пустить на строительство жилья и редевелопмент. Владимир Григорьев пояснил, что отдавать почти половину зоны под застройку правительство города вынуждает нехватка жилья вследствие роста территории города.
В свою очередь, как отметил глава архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн, девелоперы очень хотят создавать массивные жилые преобразования, не укладывающиеся в городские нормативы. Эксперт скептически отнесся к тому, что некоторые коллеги предпочли бы отдать немалую часть зоны под парки и музеи, которых, по его мнению, все равно не появится. Вместе с тем, господин Явейн уверен, что не стоит перегружать новым жильем широкие проспекты. Кроме того, архитектор высказался за строительство новых развязок и соединение района с ЗСД и КАД.
Безболезненные трансформации и неспешный подход
Официальная точка зрения, однако, не совпала с профессиональным взглядом некоторых планировщиков. Например, архитектор и городской планировщик Маркус Аппенцеллер предложил идею, которую модератор дискуссии архитектурный критик Марина Элькина сочла изящной: по его мнению, снос должен быть минимальным, но то, что есть, нужно преобразовать, сохранив при этом старые здания.
«У нас есть три ключевых решения. Во-первых, мы предлагаем не зачистку территорий, а трансформацию: какие-то предприятия продолжат работу, другие — исчезнут. Обсуждения на тему того, сколько там должно быть построено жилья — это неправильный подход. Время покажет. Ведь трансформация такой большой территории может занять и сто лет. Не можем же мы сейчас взять и все распределить, не зная, что будет через 100 лет. Это постоянная и не единоразовая адаптационная работа», — утверждает эксперт.
Маркус Аппенцеллер отметил, что надо также решать вопрос с транспортной доступностью «серого пояса». Восточные окраины города вместе с территорией вдоль южного берега Обводного канала требуют удобной пешеходной доступности и новых решений, связанных с городскими электричками. Огораживать все заборами, по его мнению, — неправильный вариант организации пространства. Вдобавок, считает планировщик, нужно создавать новые центры притяжения — театры, музеи, зеленые зоны, общественные пространства в зависимости от запросов жителей и гостей города. Здесь нужен гибкий подход: если большая программа начинает реализовываться в крупном городе, нужно красиво обыграть многообразие территории, даже если она проблемная. Односторонний взгляд с подходом в духе масштабного редевелопмента может иметь не самые приятные последствия в долгосрочной перспективе, уверен Аппенцеллер.
Слово обществу
Как резюмировала глава департамента Международного планирования и городского дизайна технологического института Карлсруэ Барбара Энджел, задача преобразования промышленных территорий всегда крайне сложна и касается большинства городов. Именно поэтому команда, в которой участвует эксперт, сформирована из специалистов и студентов Франции, Университета ИТМО и Карлсруэ. Она отметила, что, помимо разработки красивых и полезных сценариев, помимо прекрасных планов на будущее, «серому поясу» Петербурга нужна дорожная карта.
«Мы должны думать не только о гибкости, но и о том, что необходимо зафиксировать, — инфраструктуру, транспортную доступность, общественные пространства, невероятное культурное наследие, которое важно сохранить. Также нам надо понять, что мы можем трансформировать, чтобы территории могли существовать в экономических реалиях. Нам необходимо найти баланс. Говоря о контексте развития территорий, нам нужно перейти к более широкой дискуссии и понять, что думают люди», — подчеркнула Барбара Энджел.