Модели потребления в городе меняются, глобальные города задают новые тренды. Еще вчера вы шли через улицу или переулок как транзитную зону, а сегодня там уже можно прогуляться и приятно провести время в появившемся там кафе, ресторане или другом заведении. Такая трансформация называется «экономика улицы». В перспективе пяти лет город начинает видеть плоды, которые приносит ему каждая улучшенная улица или переулок. Глобальные города уже вычленяют отдельную статью доходов в своем бюджете, чтобы видеть, как грамотная политика по созданию пешеходных зон и условий для возникновения эффективного ритейла на первых этажах зданий меняет нашу жизнь.

Почему умирают моллы

Еще несколько десятков лет назад моллы были центрами культуры и времяпрепровождения в Европе и США. В СССР всегда были дома культуры и кинотеатры — специальные учреждения, которые создавались как районные и городские центры притяжения.

Университет ИТМО. Сергей Георгиевский
Университет ИТМО. Сергей Георгиевский

За последние годы количество свободных площадей в российских моллах увеличилось до 15−30%. Сейчас они становятся нерентабельны: крупные бренды и сети магазинов уходят из России, оставляя пустые залы в торговых центрах. В результате происходит развитие среднего и малого бизнеса. На первых этажах появляется что-то оригинальное — не сетевые кафе, а необычные заведения. Эта тенденция началась в Москве и теперь распространяется по крупным городам страны.

Что произошло после решения властей убрать лишние рыночные «будки», шаверменные и другие нестабильные и временные конструкции у метро? Начали осваиваться первые этажи зданий. Малый и средний и бизнес почувствовали себя увереннее, а на аренду помещений в зданиях соглашались, как правило, оригинальные кофейни, необычный творческий бизнес.

А что происходит с торговыми центрами в это время? Они пустуют. Если еще вчера они боролись за сдачу арендных площадей, то сейчас они борются за то, чтобы к ним пришли люди. Теперь им приходится пересматривать свою роль и следовать тактике современных западных моллов, которые существуют не только как торгово-развлекательные точки, но и как культурные центры. Там появляются площадки для выставок всемирно известных художников, коворкинги, радио- и телевизионные студии, потому что ТЦ создают для них нужные условия, чтобы заработать денег.

Источник: praga-praha.ru
Источник: praga-praha.ru

Все эти тенденции накладывают отпечаток и на законодательство. Меняются стандарты проектирования зданий и их использования. В Москве этот стандарт уже внедрен. Теперь любой застройщик и девелопер обязан формировать первые этажи как общественно-значимые и задействовать их под общественные пространства. Поэтому вам уже не нужен молл: вы спуститесь на первый этаж своего дома и получите все необходимые услуги — ехать в огромный торговый центр на окраине больше не нужно.

Новая жизнь для кинотеатра из СССР

На территории всего постсоветского пространства осталось огромное количество социокультурных объектов, которые должны были просвещать и развивать советский народ. Помимо домов культуры, на территории России и СНГ есть кинотеатры, среди которых есть типовые проекты и индивидуальные. Но важно, что кинотеатр в определенный период времени был центром притяжения района практически в любом городе СССР на протяжении долгих лет.

К сожалению, в большинстве городов они превратились в низкокачественные рынки, либо их просто закрыли. Однако в определенный момент в Москве, а затем и в Казани поняли, что это огромный Клондайк. Практически в каждом городе есть несколько парков или скверов, посреди которых стоят такие бывшие культурные центры. И теперь эти объекты переживают новое рождение, конкурируя с моллами. Да, кино показывать они уже не могут, но теперь они становятся локальными общественными центрами, которые необходимы в разных частях города.

Кинотеатр «Варшава». Источник: moschange.ru
Кинотеатр «Варшава». Источник: moschange.ru

В Москве, например, был проведен международный конкурс на лучшую концепцию реконструкции двух советских кинотеатров. «Варшава» и «Восход», находящиеся в периферийных частях Москвы, уже обрели новое рождение. Они реализовывают индивидуальные концепции: «Варшава» стала гастрономическим центром, где «местные», которые еще вчера у метро продавали свой укроп, теперь могут реализовать свое дело в едином пространстве без сложного устройства рынка. Что касается «Восхода», он собирает активистов, инициативных людей и необычные проекты, привлекая людей, которые живут поблизости. Феномен в том, что эти возрожденные арены экономически эффективны.

Вы можете посмотреть, как советский кинотеатр может превратиться в работающую экономическую модель, предоставляя людям возможность реализоваться, не покидая своего района, на сайте.