Городское освещение с умом

Наружное освещение, оформленное по единым правилам и в общем стиле, — один из способов создать комфортную и безопасную городскую среду. Но на практике власти города и отдельных районов, строительные компании, государственные и частные предприятия, отвечающие за электроснабжение, могут регулировать освещение, ориентируясь на свои внутренние понятия о красоте, разные нормы и законы. В результате световой образ города может выглядеть не так органично, привлекательно и уютно как для жителей, так и для туристов.

«Наша задача — перейти на новый уровень концепции освещения города. Она должна иметь юридическую основу и быть выполнена в долгосрочной перспективе. Мы должны выстроить целый процесс проектирования освещения, чтобы, если какое-то звено, например, чиновник или светодизайнер, выйдет из цепочки, процесс все равно продолжился. Это касается каждого из нас, потому что благодаря освещению мы можем сформировать комфортную городскую среду», — подчеркнула глава организационного комитета конференции, руководитель международной лаборатории светового дизайна городской среды ИТМО Наталья Быстрянцева.

Наталья Быстрянцева и Елена Крамскова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Наталья Быстрянцева и Елена Крамскова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

На конференции Наталья Быстрянцева и врио заместителя председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Елена Крамскова представили методические материалы и рекомендации по архитектурно-художественному оформлению города. Они составлены на основе исследований, которые провели светодизайнеры ИТМО ― специалисты проанализировали городское освещение в 18 районах города и предложили варианты, как можно его улучшить. Например, как с помощью света можно выделить значимые культурные объекты и объединить их в единую композицию, как и где стоит изменить параметры освещения, чтобы сделать передвижение горожан более комфортным, и как можно бороться со световым загрязнением.

Рекомендации должны помочь светодизайнерам и архитекторам создать единую концепцию наружного освещения, которая будет подчеркивать уникальную городскую среду и сделает привлекательными для людей архитектурные доминанты — достопримечательности и общественные пространства. Также, по мнению светодизайнеров ИТМО, рекомендации по световому оформлению помогут гармонично сочетать постоянные и временные световые решения, например, новогодние иллюминации. А горожане и туристы смогут безопасно и комфортно передвигаться по городу и выстраивать новые маршруты для прогулок.

Как рассказали в ходе конференции представители компании INTILED, архитектурное освещение сейчас — это не только взаимодействие света с фасадом или объектом, но и  взаимодействие света с пользователем. В случае с объектами культуры и отдыха взаимодействие с пользователем является даже более важной задачей. Свет помогает ощутить комфорт, уют, тепло и любые другие эмоции. Он помогает донести мысль художника, ввести человека в необходимое эмоциональное и даже физическое состояние расслабления, возбуждения, грусти или восторга.

«Разрабатывая освещение объектов культуры и отдыха сегодня необходимо пробуждать в посетителях набор уникальных образов и воспоминаний, стопроцентно субъективных, но навсегда и прочно связанных у пользователя именно с данным местом, заставляющих его возвращаться сюда снова и снова. INTILED достаточно часто работает с памятниками культуры и местами притяжения, каждый раз это и сложно, и безумно интересно», — отметили в компании INTILED.

Доклад Натальи Быстрянцевой. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Доклад Натальи Быстрянцевой. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

До конца этого года методические материалы и рекомендации будут опубликованы на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре, а до конца 2030-го планируется перейти на новое проектирование освещения города. Для этого нужно выполнить несколько задач — например, адаптировать свод правил, по которым организуют городское освещение, под световую культуру Петербурга, привлечь к разработке концепции специалистов из разных сфер и рассматривать проблемы освещения городских объектов комплексно. Также Наталья Быстрянцева отметила, что в современных реалиях особенно важно понимать, где действительно нужны световые решения, и постепенно отходить от концепции «чем больше света, тем лучше». 

Прочитайте также:

Умный свет: студенты и ученые ИТМО создают систему освещения, подстраивающуюся под состояние человека

Доцент Университета ИТМО Наталья Быстрянцева: «Мы должны не просто осветить города, но и понять, как свет влияет на жителей»

Световой дизайн-2017: почему свет — драйвер развития экономики города

Свет под индивидуальный запрос

Кроме наружного освещения, светодизайнеры ИТМО предлагают изменить подход к организации комнатного света. Например, уже год команда лаборатории «Когнитивная невербалика» Национального центра когнитивных разработок ИТМО работает над созданием адаптивной системы освещения. По мнению ассистента Института дизайна и урбанистики ИТМО, члена профессионального сообщества ведущих светодизайнеров RULD, преподавателя образовательной программы «Световой дизайн» CLD ITMO University Светланы Росляковой, преимущество такой разработки в том, что свет сможет подстраиваться под внешние факторы и потребности человека, чтобы улучшить его состояние. Например, компенсировать освещением короткий световой день, создать комфортную световую среду с нужной цветовой температурой или задать ритм для работы, напоминая о времени для отдыха или обеда.

Также правильная настройка освещения может повлиять на психоэмоциональное состояние человека — помочь ему настроиться на работу, уменьшить стресс и даже предупредить выгорание. Как рассказала преподаватель Soft Skills Института международного развития и партнерства ИТМО, кандидат психологических наук Ольга Гофман, эксперимент с добровольцами показал, что режим стандартного освещения (300 лк, 4000 К) лучше всего подходит с 11 до 16 часов, а режим максимального расслабления (275 лк, 2700 К) помогает вернуться к работе после обеда. Активация (675 лк, 6100 К) и концентрированный свет (1060 лк, 5800 К) задействует все силы человека, но такие режимы не получится использовать при долгой работе.

VI международная научно-практическая конференция «Световой дизайн». Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

VI международная научно-практическая конференция «Световой дизайн». Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Люди и птицы — на одной стороне света

Однако при разработке световых инсталляций и решений важно учитывать не только их внешний вид, но и технические характеристики. И делать это так, чтобы свет не вредил здоровью людей. Например, хрусталики глаз ребенка еще не сформировались, поэтому они пропускают больше ультрафиолета от искусственного света, чем у взрослого. При этом важно учитывать, что под воздействием ультрафиолета хрусталики теряют эластичность, а это может привести к раннему развитию болезней, например катаракты.

От этой же проблемы страдает и старшее поколение. Дело в том, что со временем в слое пигментного эпителия за сетчаткой глаз копятся липофусциновые гранулы или так называемые «пигменты старости». Если на них попадают ультрафиолетовые лучи, то образуются токсичные формы кислорода, которые могут повредить клетки эпителия и усугубить заболевания глаз. Поэтому академик РАН и доктор биологических наук Михаил Островский рекомендует использовать теплую цветовую температуру в искусственном освещении.

Однако люди — не единственные городские обитатели, которым нужно определенное освещение. Как отметил кандидат биологических наук и научный деятель НИИ глазных болезней им. Гельмгольца Иван Новицкий, постоянно включенное городское освещение сильно влияет на популяцию птиц. У них сбивается цикл светового дня, птицы начинают испытывать стресс, и в итоге хуже охотятся и размножаются. В конечном счете эти факторы заставляют птиц покидать свой ареал обитания в поисках более комфортной среды. Важно знать, что птицы, к тому же, различают гораздо больше цветов и кадров в секунду, чем люди. Поэтому им может быть неприятен мерцающий свет и цветная подсветка. В остальном требования к освещению у людей и птиц похожи. Нам более комфортно с рассеянным монохромным светом с более высоким индексом цветопередачи (CRI>90) и теплой цветовой температурой (2300–4000 К для людей и 2500– 3500 К для птиц).

Доклад Ивана Новицкого. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Доклад Ивана Новицкого. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

О конференции

Международная научно-практическая конференция «Световой дизайн» проходит с 2014 года. В этом году мероприятие организовали ИТМО, CLD (Creative Lighting Department), творческое объединение светодизайнеров RULD совместно с Государственным Эрмитажем, СПГХПА имени А. Л. Штиглица и галереей «Цифергауз» при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Правительства Санкт-Петербурга. Партнерами конференции выступили компании: INTILED, «ЦЕРС», ALEDO, ООО «МГК «Световые Технологии», VITRULUX, «САРОС»,  IPRO. Всего к VI конференции присоединились около 1500 российских и зарубежных представителей власти, бизнеса, науки, медицины и искусства, а также профессионалов в сфере светодизайна — архитекторов, дизайнеров, инженеров, градостроителей и художников. В течение двух дней они обсудили кейсы, тренды и современные вызовы светодизайна в четырех направлениях — городской среде, интерьере, культуре и образовании.

«Нынешнее время ставит перед нами очень серьезные вызовы с точки зрения эффективности и рациональности использования ресурсов — энергоэффективности, эмоций и здоровья людей. А чтобы перейти на новое понимание использования света, нам нужны профессионально точные решения. На конференции мы представили все направления работы со световым дизайном в совершенно разных формах — в городской среде, интерьере и музейных пространствах. Мы хотим повысить качество проектирования освещения, которое напрямую влияет на нашу жизнь, здоровье, эмоции и коммуникацию друг с другом», — рассказала Наталья Быстрянцева.