Обновленный дизайн сайта Музея оптики университетский департамент информационных технологий представил в конце декабря 2015 года. Главная особенность нового сайта — наглядное представление расписания работы музея. Из-за ограничений экспозиции музей может одновременно вместить только 30 посетителей, причем показ выставки ведется по предварительной записи. Прежний портал не предоставлял возможности увидеть, какие дни недоступны для посещения. Теперь же ознакомиться с графиком и забронировать нужный день посетители могут непосредственно на главной странице сайта Музея оптики.
Музей предлагает тематические лекции и экскурсионные программы для посетителей разных возрастных групп: для учеников 5−8 и 9−11 классов, для студентов и аспирантов технических вузов, людей старшего поколения. Интересующие темы можно описать в форме подачи заявки — уведомление о бронировании и дополнительная информация об экскурсии придут на указанный адрес электронной почты.
«До 2014 года портал Музея оптики находился на домене edu.ru. Из-за этого возникали определенные сложности, связанные с публикацией информации, так как доступ к системе управления контентом был только у компании-разработчика прежнего сайта, — рассказывает начальник отдела продвижения интернет-ресурсов Университета ИТМО София Савинова. — Новый портал создавался на основании общих пользовательских сценариев, исходя из того, что может быть интересно и удобно разным группам пользователей — тем, кто попал на сайт Музея оптики через поиск, по ссылке из социальных сетей. Сейчас сайт находится на стадии юзабилити-тестирования. Возможно, в будущем предстоят изменения, связанные со структурой и логикой подачи информации».
На обновленном портале представлены подробные описания экспонатов, а также тех оптических явлений и направлений научных исследований, которые они демонстрируют. Ознакомиться с ними можно и с помощью 3D-тура по залам Музея оптики. Портал выполнен в соответствии с концепцией адаптивного веб-дизайна: он остается удобным для пользователей, которые посещают сайт с мобильных устройств, что является немаловажным для туристов.
«У большинства музеев города, к сожалению, не самые привлекательные веб-ресурсы. У них возникают определенные проблемы, связанные с оперативным обновлением информации, с хостингом, привлечением аналитики, внедрением новых модулей в сервис», — объясняет София Савинова.
По словам начальника управления по развитию Интернет-решений Университета ИТМО Андрея Куркина, проект специалистов вуза представляет собой модульную систему, из которой можно собрать интерактивный портал под любые нужды. В числе таких модулей — решение для построения виртуальных 3D-туров по экспозиции, технологии для включения в виртуальное окружение видеороликов и изображений, макеты для корректного отображения на мобильных устройствах, платформа для осуществления навигации по самому музею при помощи Bluetooth-маячков и так далее.
«Мы предлагаем не просто какой-то универсальный „движок“ для сайта: каждый музей уникален, и для каждого нужно свое персонализированное решение. Университет ИТМО готов такие решения предоставить, — отмечает Андрей Куркин. — Это объединение лучших современных технологий: качественная виртуальная среда поможет увеличить поток информации о музее в интернете и укрепит его присутствие в информационном пространстве города. В первую очередь это повышает удобство для посетителей музея, так как мобильное устройство теперь становится полноценным гидом».
Отметим, что система управления контентом сайта, на которой строится портал, также создана в Университете ИТМО, и на разработки оформлены соответствующие свидетельства о государственной регистрации. В данный момент уже ведутся переговоры о создании музейных порталов для ряда научных организаций Северной столицы, среди которых Университет морского и речного флота им. С. О. Макарова и НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта.