Автоматизированная система комплексной оценки качества выполнения перевозок может стать частью «умной» транспортной сети любого города. Исследования в этой области также ведутся сотрудниками Университета ИТМО.
Основное внимание при организации перевозок должно уделяться безопасности пассажиров, подчеркнул во время презентации разработки инженер Инжинирингового центра «М2М телемеханика и приборостроение» Университета ИТМО Максим Савельев. Почти 50% аварийных ситуаций на дорогах возникает из-за человеческого фактора, 30% технических неисправностей транспортного средства и 80% случаев получения травм пассажирами являются результатом неправильного или агрессивного стиля вождения. Не последнюю роль в этом играет качество дорожного покрытия. Кроме того, из-за этих факторов и несвоевременного ремонта поломок ходовой части транспортных средств водители не соблюдают график движения и приезжают на остановки с опозданиями. Благодаря системе, созданной специалистами Университета ИТМО, получится улучшить эту ситуацию и, следовательно, повысить качество и безопасность перевозок. Сейчас разработка тестируется на нескольких автобусах ГУП «Пассажиравтотранс».
Система состоит из комплекса устройств: видеокамер, датчиков состояния водителя, акселерометра и других. Информация с них передается в процессинговый центр, где обрабатывается и формируется в отчеты. С помощью специальных графиков можно, например, проследить зависимость возникновения аварийных ситуаций от стиля вождения и состояния дорожного полотна.
«Мы можем формировать представления об эталонном водителе или, иными словами, о том, как следует управлять ТС на конкретном маршруте. В ходе наших исследований, например, обнаружилось, что зачастую те водители, которых организаторы перевозок считают лучшими, чаще других нарушают правила дорожного движения. Так, у постоянных водителей одного из маршрутов процент нарушений расписания в сторону запаздывания по отношению к графику составил 87%, а у новичка он оказался в пределах единиц процентов», — привел пример руководитель проекта профессор кафедры управления государственными информационными системами Университета ИТМО Самуил Горелик.
Это оказалось связано с тем, что водители муниципальных автобусов умышленно уступали пассажиров коммерческим или нелегальным перевозчикам, которые следовали по маршруту в точном соответствии с графиком, о котором были информированы пассажиры. Это показывает, насколько неправильная система мотивации может привести к коррупционным схемам, выявление которых оказывается математической задачей.
Таким образом, с помощью автоматизированной системы, разработанной Университетом ИТМО, можно более точно следить за качеством перевозки пассажиров, в том числе за своевременностью доставки к месту назначения, технической исправностью транспортного средства, предотвращением потенциально опасных для пассажиров ситуаций.
В разрабатываемой системе вместо специализированных аппаратных средств используются массово выпускаемые мобильные коммуникаторы, а мобильные приложения, установленные на них, позволяют координировать действия пассажиров и водителей при планировании и реализации поездки по аналогии с системами, используемыми в такси. Такой инновационный подход позволяет резко снизить затраты на масштабирование системы, обеспечить повышенный комфорт пассажирам и лучше спланировать движение по маршрутам.
Сотрудники вуза также разработали систему контроля здоровья водителя во время работы и перед выходом на смену, предотвращающую возможные угрозы безопасности, связанные с психическим состоянием, сонливостью, стрессом, влиянием алкоголя и наркотиков. Для этого использован специальный медицинский браслет, который может измерять не только пульс и частоту дыхания, но и давление человека. С его использованием можно в режиме онлайн сопоставлять физическое состояние водителя и стиль его вождения, узнать, выспался ли он перед рабочей сменой и в каком настроении находится.
Также система, разработанная специалистами Университета ИТМО, может применяться для контроля ровности дорожного покрытия, необходимой для предотвращения опасных ситуаций.
«С помощью специального датчика (треххмерного акселерометра) мы можем отслеживать состояние дорожного покрытия, сравнивать эти данные со сведениями о стиле вождения и получать вполне понятные зависимости одного от другого. Анализируя эти данные в комплексе с показаниями других датчиков, мы можем сообщать водителю информацию о потенциально опасных участках на маршруте, о возможных поломках транспортного средства, другие важные сведения и давать ему рекомендации по дальнейшим действиям», — отметил Максим Савельев.
Ноу-хау системы оценки качества дорог, придуманной сотрудниками Университета ИТМО, заключается в том, что для оценки ровности используются не одиночные измерения, а данные от многих, идущих друг за другом, транспортных средств. Это позволяет уменьшить погрешность в определении дефекта дороги до нескольких миллиметров.
Пользоваться этими данными смогут не только государственные структуры, но и коммерческие — например, страховые компании. Страховщики смогут точнее определять причину автомобильной аварии и подавать иски дорожным компаниям о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия, уверен Самуил Горелик. Это один из примеров того, как разработка Университета ИТМО может быть коммерциализирована. Использовать ее смогут и организаторы перевозок для оптимизации работы пассажирского транспорта.
«В настоящее время система тестируется на автобусах „Пассажиравтотранса“. Говорить о практических результатах ее применения еще рано. Но перспективность их использования очевидна. На наших автобусах уже сейчас внедрены инновационные технологии контроля движения, в том числе мы пользуемся автоматизированной системой контроля состояния водителей перед их выходом в рейс и после завершения маршрута», — прокомментировали в пресс-службе ГУП «Пассажиравтотранс».
Кроме системы контроля за движением пассажирского транспорта, специалисты Университета ИТМО представили на форуме и новую технологию для оплаты проезда. С ее помощью пассажир сможет оплачивать проезд одним звонком с мобильного телефона. В каждом транспортном средстве будет табличка с номером, на который необходимо позвонить для считывания средств. Пассажир сможет сам решить, с какого счета будет производиться оплата: к номеру телефона можно будет привязать банковский счет, остаток на единой бесконтактной карте оплаты проезда «Подорожник», либо Интернет-счет в личном кабинете пользователя системы. По словам разработчиков, использование этой технологии будет стоить перевозчику гораздо дешевле, чем установка валидаторов или приемников банковских карт в салонах транспортных средств.
Также на выставке форума пассажирского инновационного транспорта посетители смогли увидеть проект «умной» остановки, аппаратные комплексы для антистрессовой терапии водителей, новые модели автобусов, трамваев, троллейбусов и вагонов метро, которые скоро выйдут на маршруты, различные системы мониторинга и многое другое.