Я учредил компанию teamLab в 2001 году, до этого я работал инженером в области человекоподобных роботов, искусственного интеллекта. Мой интерес к искусству побудил меня сформировать команду для создания различных визуальных инсталляций в области цифрового искусства. И сейчас в офисе в Токио работают 500 специалистов-инженеров, программистов, математиков, графических аниматоров, креативщиков — это команда экспертов в разных областях. Поэтому все наши проекты делаются в группах. В своих проектах мы очень часто вдохновлены образами природы, ведь природа вызывает чувства и эмоции, которые невозможно описать словами, которые можно только ощутить всем своим телом. Также нас вдохновляют работы японских художников, которые рисуют цветы, природные объекты.

Что самое важное в цифровом искусстве

Самое главное в цифровом искусстве — это ощущение нового опыта. Когда вы лишь смотрите на что-то — это, скорее, традиционное искусство. Мы же создаем интерактивные инсталляции, которые вы не только наблюдаете, но с которыми взаимодействуете.

Например, у нас есть инсталляция Wander Through the Crystal Universe. Человек попадает в лабиринт, элементы которого меняют цвет в зависимости от той палитры, которую человек сам выбирает на смартфоне. При этом создается впечатление, что вы плывете через Вселенную. Мы хотели, чтобы у человека было чувство, что он затерялся в этом пространстве, чтобы возникала иллюзия бесконечного пространства.

Другой наш проект, который мы реализовали в торговом центре в Сингапуре — Strokes of Life. На полу мы поместили огромный дисплей, по которому могут ходить люди. Когда они двигаются, за ними линией на экране создаются каллиграфические штрихи, а навстречу летят бабочки. Таким образом люди сами становятся художниками на этом цифровом полотне, при этом они могут «рисовать» вместе, то есть взаимодействовать друг с другом, чтобы линии пересекались, выстраивались в узоры.

Реализовать такое взаимодействие можно и без использования света. Мы также делали проект Floating Flowers Garden в Музее науки в Токио. В помещении с потолка свисали настоящие орхидеи. Люди заходили в этом пространство, и, когда они двигались, орхидеи приподнимались, создавая вокруг что-то вроде сферы. Если два человека встречались, сфера становилась больше. Создавалось ощущение, что вы окружены цветами и восхитительными живыми ароматами. Таким образом человек не только смотрел, но и чувствовал, видел движение вокруг себя и становился частью инсталляции.

Почему люди сейчас уходят от просто визуального искусства?

Сейчас есть интернет, где вы можете увидеть все произведения визуального искусства. Вам больше не нужно ходить в музеи для этого. Поэтому люди стремятся к тому, чтобы ощутить искусство всем своим телом. Именно поэтому сейчас все популярнее становится цифровое искусство. То же самое касается, например, и музыки. Людям становится все интересней не просто послушать музыку дома, но сходить на живой концерт, увидеть музыкантов, познакомиться с другими людьми, то есть взаимодействовать с окружением.

Что касается музыки, то мы делали световую инсталляцию на одном музыкальном фестивале. Лучи света проходили над людьми, и когда кто-либо «касался» луча, доносился звук задетой струны гитары. То есть гости могли как бы создавать музыку коллективно. Они становились частью процесса, частью фестиваля.

Цифровое искусство поможет людям оторваться от сматфонов и больше взаимодействовать друг с другом

Мы верим, что цифровое искусство может помочь людям больше общаться. Ведь все инсталляции, которые мы делаем, доступны только в одном помещении, вы воспринимаете их здесь и сейчас. Это не то же самое, как если бы вы надели дома 3D-очки и что-то делали в цифровой среде. В случае с цифровым искусством вам надо пойти куда-то, провести время в обществе других людей. Это помогает нам лучше взаимодействовать друг с другом, а не концентрироваться на смартфонах.

Дайсуке Сакаи
Дайсуке Сакаи

У нас был интересный случай. Мы сделали инсталляцию в Нью-Йорке, в которой на экранах распускались цветы, если человек подходит ближе. Люди могли также касаться этих цветов. Но в какой-то момент людей в помещении стало очень много, и никакие цветы не распускались. Тогда один гость понял, в чем дело, и стал просить других зрителей немного отойти — и цветы стали появляться, играть красками. То есть люди прокоммуницировали. Был другой случай, который показал, что цифровое искусство делает людей более толерантными, готовыми увидеть что-то необычное. Мой друг устанавливал инсталляцию в Лондоне, он не спал несколько суток и случайно уснул прямо в помещении, куда потом зашли гости. И он спал, пока зрители участвовали в выставке, фотографировали его. Если бы вот так человек уснул где-нибудь, скажем, в Эрмитаже, то его бы наверняка попросили уйти.

Практическая сторона цифрового искусства кроме эстетического удовольствия и получения нового опыта

У нас есть проект An Office Where Animals Live. В этом офисе очень много переговорных, там постоянно много новых посетителей. И мы сделали так, что гостей, которые ищут ту или иную переговорную, провожают до нужного помещения цифровые образы животных. Например, если человеку нужна переговорная «Гиппопотам», то он следует за разноцветным гиппопотамом, который идет вдоль стены. При этом если коснуться животного, то оно провзаимодействует с человеком, например, повернет голову. Заказчик проекта хотел, чтобы сотрудники в его офисе были более креативными, и решил стимулировать их творчество таким образом.

Обучающие возможности цифрового искусства

У нас есть проекты для детей. В одном из них участники могут вместе построить город. Дети кладут на специальную сенсорную поверхность определенные «кирпичики», и на экране появляются разные элементы города: дома, железные дороги, автодороги. Дети могут строить город, при этом кооперировать друг с другом, совместно прорабатывать идеи, чтобы построить именно такой город, какой они сами хотят. При этом ребята не конкурируют друг с другом, а именно взаимодействуют для достижения общей цели. Также они узнают, как работает городская инфраструктура.

В другом проекте для детей мы развиваем творческие способности ребенка и его пространственное мышление. Сначала дети рисуют, например, рыбок и других морских обитателей. Затем мы оцифровываем их рисунки и «запускаем» в цифровой аквариум. Там эти рисунки оживают, нарисованные рыбы взаимодействуют друг с другом. Дети могут «кормить» своих рыбок. В другой версии проекта из двумерных рисунков мы создаем трехмерные конструкторы. То есть ребенок, например, нарисовал автомобиль, мы же после этого распечатываем рисунок так, чтобы ребенок мог вырезать автомобиль и сложить его в трехмерный объект.

Все, что мы делаем для детей, мы делаем более «вовлекающим», чтобы дети не просто видели что-то на стенах и потолке, но могли бы взаимодействовать с этим, чтобы рисунок и современные технологии были взаимосвязаны.

Лекция Дайсуке Сакаи
Лекция Дайсуке Сакаи

Цифровое искусство — это размывание границ

Для цифрового искусства холст — это любая поверхность, и неважно, какого она размера. Если мы рисуем на бумаге, то имеем лишь фиксированный размер изображения. Но когда ваш инструмент — цифровые технологии, то выбор места и объема для произведения не ограничен. Например, можно создавать инсталляции на стенах зданий, в парках. У нас также был проект с одним рестораном в Токио. Гостям приносили еду в тарелках с изображениями бабочек, и бабочки потом начинали как бы улетать с тарелок и порхать по столу. Цифровое искусство — это размывание границ.

В 2015 году на выставке в Милане мы оформляли стенд Японии. Там мы создали цифровой водопад, в котором падали изображения еды японской кухни. Человек мог поместить свой смартфон в специальный слот под водопадом, затем касаться изображений понравившейся ему еды, и эти изображения вместе с описанием блюд попадали ему на смартфон. То есть этот прием позволял людям погрузиться в само искусство, а затем словно унести часть его с собой, а потом, может быть, попробовать то или иное блюдо.

Мы продолжим творить в разных местах, но также в июне мы открываем свой первый музей цифрового искусства, который займет площадь в 10 000 квадратных метров. Там будет около 50 инсталляций, которые будут перетекать из одного помещения в другое: мы хотели, чтобы в пространстве получилось даже заблудиться. И все наши работы будут, конечно же, взаимодействовать с гостями.