Максим Гашков, руководитель направления исследований Центра инноваций МТС — о том, как вузам наладить эффективное взаимодействие с вузами
Два года назад компания МТС разработала новую стратегию, которая предполагала трансформацию компании и выход на новые цифровые рынки. Компания — это, прежде всего, люди, и продукты — это тоже люди, которые за ними стоят. Если мы хотим делать что-то новое, в компании должны появиться новые сотрудники, или же старые должны начать думать по-другому.
Новая стратегия предполагала, что компания должна наладить взаимоотношения с университетами. Однако теперь говорить нужно было не о трудоустройстве выпускников — эта опция была доступна и раньше, но о запуске новых форматов. За год мне удалось отобрать 15 российских университетов с сильными техническими факультетами, их мы утвердили на уровне стратегии компании и решили, в каких форматах будем взаимодействовать. Речь идет о технологическом взаимодействии — это совместные исследования и совместные разработки. В рамках исследований возможны и стажировки по разным специальностям, трудоустройство, совместные образовательные проекты, участие компании в мероприятиях университетов.
Сегодня вузы хорошо реагируют на новые задачи, связанные с искусственным интеллектом, с цифровой медициной, интернетом вещей, онлайн-образованием, финтехом — всем новым, что мы разрабатываем. Университеты включаются в наши проекты и предлагают свои, однако хотелось бы наладить несколько моментов. Так, связность коммуникаций — одна из главных задач. Университеты (как и компания МТС) — это большие организации, сотрудники которых часто не знают друг друга. Кроме того, разные департаменты испытывают противоречивые интересы, поэтому связность коммуникаций — это большое поле для совместного прогресса.
Вторая задача — единство замыслов. Было бы здорово встречаться, чтобы соизмерять стратегии компании и вуза, понимать, почему мы будем работать вместе, почему именно мы. Причем, важны линейные связи: было бы здорово проводить встречи не только на уровне руководства, а по всей университетской вертикали с участием профессоров и студентов.
Администрация, профессорско-преподавательский состав и студенты — это три разных сообщества, которые не всегда совпадают. Эти группы в университете должны также иметь контакты на горизонтальных уровнях, не только контакты директоров и вице-премьеров, а конкретных сотрудников, которые также должны понимать, зачем им идти в университет и быть, например, ментором.
Третье пожелание — поддерживать обмен информацией. Когда уже произошло обсуждение крупных планов, запустились проекты, остаются менее крупные проекты и мероприятия, узнать о которых можно только случайно. Такого рода обмен наладить сложно, но необходимо больше точек соприкосновения — тогда партнерство будет устойчивым.
Сергей Хмелевский, начальник департамента «Проектный офис ИТМО Хайпарк» — о том, как меняется университет
Один из ключевых тезисов команды Университета ИТМО: «Мы живем в стремительно меняющемся мире». За 25 лет благодаря динамике своего развития Университет ИТМО из института точной механики и оптики превратился в ведущий мировой вуз по программированию. Это результат трансформации с уходом в IT, который произошел в 90-е годы.
В последний год динамика связана с изменениями подходов к университету как к академическому учреждению. Модели образования запоминания, воспроизведения знаний, которые существуют 200 лет, уже неэффективны, сегодня востребованы навыки. Поэтому университет понял: чтобы стать носителем компетенций реального рынка и осуществлять трансфер технологий, который нужен экономике, необходимо стать научно-исследовательским. Именно поэтому от академического формата вуз перешел к лабораториям, где работают ученые, которые являются носителями технологий, появились заказные НИОКРы и тесное взаимодействие с индустрией, появились бизнесмены. Так, я начинал взаимодействовать с Университетом ИТМО как венчурный партнер.
Затем университет начал создавать стартапы, он принял функцию инкубатора, появились инкубационные и акселерационные программы. Студенты могут попробовать себя в бизнесе, а создаваемые малые инновационные предприятия в состоянии стать самостоятельными юридическими лицами и выйти на рынок, а затем масштабироваться. Помимо научно-исследовательского, университет является и предпринимательским и решает задачи по масштабированию опыта и выходу на международный уровень.
В контексте этой задачи появился проект «ИТМО Хайпарк» — он окончательно интегрирует в себе весь инновационный цикл идей и делает акцент на работе с индустрией. Это не просто академический кампус, он включает Инновационный центр для трансфера технологий из научного-образовательного сектора и зону прогрессивных производств, где крупные индустриальные компании разместят свои R&D центры и произведут трансфер технологий, предлагаемых вузом. Здесь будет обеспечен весь цикл — от фундаментальных исследований до внедрения в производство. Эта модель своевременна и жизнеспособна.
Университет становится драйвером создания новой экономики и территории развития. Отличительная особенность проекта «ИТМО Хайпарк» от уже существующих Иннополиса и Сколково в том, что мы создаем центр на базе университета с мировым уровнем с более 100-летней историй.
Василий Третьяков, генеральный директор АНО «Университет НТИ 2035» — о балансе инноваций и классической системы образования
Университет НТИ — это платформа, на которой возможна сборка одновременно возможностей, которые предлагают университеты, и того, что традиционно в них отсутствует или не считается образованием. Речь идет о возможностях сборки индивидуальных траекторий обучения для человека: такая сборка является особенностью образовательной модели, которую мы предлагаем. К нам можно прийти, собрать свою траекторию обучения из онлайн-курсов, материалов, которые рекомендует пользователю платформа, из классических дисциплин, а также участия в деловых играх и других активностях. Обычно в классических университетах такого нет. Именно сочетание различных видов деятельности — тот набор компетенций, который важен сегодня.
Благодаря нашему формату человек по-новому смотрит на собственное развитие. Зачем к нам приходит человек? Чтобы осуществить поиск себя и понять, чем он хочет заниматься. Для этого он получает набор рекомендуемых сервисов, диагностику того, какие у него есть особенности мышления и личные качества и предложенные виды деятельности. Мы работаем с сообществом, которое направлено на технологические инновации, внедрение новых технологий. Для них мы предлагаем выбор: попробовать себя в роли руководителя технологической компании, инженера, который создает технологии, или же других ролях. А затем сделать осознанный выбор.
Самое интересное — создать среду, которая позволит человеку быстро и точно получать нужные навыки. Мы реализуем идею сетевого университета, когда для каждого человека траектория собирается из лучших практик страны. Наша задача — пробовать и искать способы сборки траектории для людей. В формате online это делать не так сложно, если есть цифровой контент.
С одной стороны, мы работаем на уровне экспериментальных моделей. Например, проект Остров — это эксперимент, с другой — мы работаем с реальными людьми и студентами, стараемся передать результаты экспериментов университетам. Осознанная позиция в саморазвитии — именно это станет прорывом для каждого университета.
Баркемп «Национальная технологическая революция 20.35» — неформальная образовательная конференция, главными организаторами которой являются сами участники. Конференция открыта для всех и проходит в формате докладов, лекций, тренингов, презентаций, обсуждений, клубов мышлений, мастер-классов, деловых игр. Основной фокус проведения третьего баркемпа «Национальная технологическая революция 20.35» был сделан на повышении конкурентоспособности российских предприятий и поиске путей выхода на глобальные рынки.