О Business Canvas Model
Бизнес-модель Канвас (Business Canvas Model) — это инструмент стратегического управления, который позволяет буквально на одном листе бумаги сделать описание проекта, проанализировать его и найти сильные и слабые стороны. Метод придумал и описал швейцарский бизнес-аналитик Александер Остервальдер. Если рассматривать создание различных бизнес-моделей как множество однотипных задач, то Канвас — это такой общий алгоритм их решения.
Модель состоит из девяти блоков, которые могут быть объединены в четыре группы. Каждый из блоков описывает свою часть бизнес-модели организации, в частности главных партнеров и ключевые активности, достоинства и предложения, отношения с заказчиком, пользовательские сегменты, ключевые ресурсы, каналы поставки, а также структуру затрат и источники доходов.
На базе Business Canvas Model, которая применяется для уже действующих проектов, также была создана модель, применяемая и для проектов на самой ранней стадии — Lean startup canvas. Смысл у этих инструментов один: визуально представленная модель бизнеса помогает в стратегическом планировании и определении приоритетных направлений.
«Главная идея инструмента — прежде всего возможность работать на уровне визуального языка. И он очень эффективен в том случае, когда вы работаете в команде с представителем другой страны, культуры. Когда у вас есть эта визуальная модель, вам не нужно тратить время на чтение больших отчетов. Безусловно, когда вы подошли к формированию бизнес-плана, без официальных документов не обойтись, но на первом этапе Business Canvas Model помогает вам быстро, наглядно и эффективно представить свою идею. Причем она подходит для работы с абсолютно любой идеей», — подчеркивает Тиина Викман-Виитала (Tiina Wickman-Viitala), преподаватель ТАМК.
Интенсив в Университете ИТМО
Первый семинар, посвященный использованию модели, состоялся в Петербурге в рамках программы FIRST+ в прошлом году. В этом году семинар проводится во второй раз на площадке Университета ИТМО при сотрудничестве с Университетом прикладных наук Тампере (ТАМК, Финляндия) в рамках программы Erasmus+.
Участниками интенсива стали 28 студентов из Университета прикладных наук Тампере и Университета ИТМО. Причем российские студенты представляли разные факультеты, связанные не толлько с технологическим менеджментом и инновациями, но и с химией, биотехнологиями и промышленной экологией.
Такая интердисциплинарность стала одной из отличительных особенностей интенсива этого года, говорит Ирина Сергеева, профессор факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО. Кроме того, в этот раз участники работали не над кейсами других компаний, а могли прийти на семинар с собственной идеей и поработать над ее развитием в российско-финской команде. Как отмечает Тайна Матис (Taina Matis), преподаватель ТАМК, этот фактор способствует большей вовлеченности студентов в работу: они более мотивированы, если работают над собственными кейсами.
«Среди условий интенсива этого года — хорошее владение английским языком, а также наличие собственной бизнес-идеи, — добавляет Ирина Сергеева. — В первый день мы разделили участников на пять команд по пять-шесть человек, при этом в каждой группе есть как участники из Финляндии, так и российские студенты. Задача команд — за три дня интенсивной работы научиться использовать Business Canvas Model, проработать предложенные кейсы, подготовить презентацию и в итоге защитить проект перед экспертами».
Производство «сырого» шоколада и тест-система для молочной промышленности — какие идеи можно развивать в интердисциплинарных командах
Один из участников интенсива, студент факультета биотехнологий Университета ИТМО Андрей Десятников предложил кейс, связанный с производством так называемого «сырого» (raw) шоколада. Преимущество этого продукта в том, что он подходит для диабетиков и людей с непереносимостью лактозы, а также для тех, кто следит за своим питанием. Изготовление такого шоколада не требует специального оборудования и заводских мощностей: продукт можно готовить даже дома. Команда Андрея работала над идеей обучения людей производству такого продукта.
«Я заинтересовался возможностью принять участие в этом воркшопе, потому что хочу создать свой бизнес. Во-первых, здесь можно участвовать бесплатно, во-вторых, это удобный формат для меня как для студента: я приехал в свой университет и могу поработать здесь с реальными кейсами», — рассказывает Андрей Десятников, студент факультета биотехнологий. — Кроме того, на таких интенсивах можно узнать некоторые интересные подробности, познакомиться с маркетинговыми особенностями других стран. Например, мы предлагали продвигать онлайн-курсы, и я предположил, что если мы будем делать это через Instagram, то потеряем часть аудитории – людей старшего поколения. Но оказалось, что в Финляндии, наоборот, бабушки активно пользуются этой соцсетью».
Команда, в состав которой вошли студенты Химико-биологического кластера (лаборатория SCAMT), предложила кейс, разработанный сотрудниками лаборатории микробиологии. Это тест-система, которая позволит в локальных условиях решить проблему обнаружения бактериофагов в молочных заквасках. Система применима в условиях крупных заводов по производству кисломолочной продукции. Одно из ее главных преимуществ в том, что она поможет упростить и ускорить процесс производства: систему можно использовать непосредственно на заводах, а не отвозить закваску в специальные лаборатории.
«В SCAMT есть индустриальная лаборатория, которая занимается созданием прототипов и готовых разработок, которые мы хотели бы вывести на рынок. В рамках этого интенсива мы бы хотели познакомиться с инструментами, которые позволят сделать это наиболее эффективно. И на мой взгляд, применение Business Canvas Model как раз может нам в этом помочь», — комментирует Александра Лебедева, студентка магистратуры Химико-биологического кластера.
Среди других кейсов — идеи, связанные с переработкой вторичных материалов, в том числе бумаги, стекла и остатков продуктов.
Перспективы
«По итогам воркшопа студенты получат широкий спектр компетенций: помимо навыков работы с Business Canvas Model, они получат хорошую практику работы с бизнес-идеей и презентации проектов на английском языке, опыт общения с представителями другой культуры, а также важный навык, который позволит им задавать правильные вопросы. И наконец, на мой взгляд, в широком смысле использование Business Canvas Model — это не только бизнес-инструмент, но и хороший инструмент для планирования деятельности в целом, который можно использовать в любой компании», — подчеркивает Тиина Викман-Виитала.
В перспективе Университет прикладных наук Тампере (ТАМК) и Университет ИТМО планируют продолжить проведение совместных семинаров. Финская сторона уже подала заявку на грант в рамках программы FIRST+. Это финско-российская программа обмена студентами и преподавателями, которая способствует партнерству и сотрудничеству высших учебных заведений Финляндии и России. Программа поддерживает мобильность студентов и преподавателей между финскими и российскими вузами и организацию совместных интенсивных курсов в России.