Что нужно было сделать для того, чтобы стать участником программы Professional Fellowship Program?
В целом, процедура стандартная. Нужно было отправить резюме, мотивационное письмо, где требовалось подробно рассказать о своем профессиональном опыте и личных качествах. Им уделяли значительное внимание: насколько человек готов адаптироваться к культуре другой страны, готов ли жить в семье. Помимо этого, участие требовало устного собеседования и прохождения теста TOEFL. Отталкиваясь от собранной о финалисте информации, организаторы определяли место стажировки участника, соответствующее в наибольшей степени его профессиональным интересам. Меня как специалиста, который работает в сфере поддержки инновационного предпринимательства и продвижения акселерационных программ вуза, направили в организацию, формат которой не имеет аналогов в России, — женский акселератор и женский венчурный фонд города Сан-Диего Hera Labs. В него входят активные, успешные женщины, развивающие свои проекты. Руководитель акселератора и мой куратор по совместительству Сильвия Ма — доктор наук по океанографии. Несмотря на это, большую часть жизни она занимается бизнесом: прежде чем стать во главе акселератора, она руководила Центром трансфера технологий в университете Сан-Диего. Накопленным опытом она делится не только с резидентами акселератора, но и со всеми, кто в этом нуждается, — Сильвия регулярно проводит бесплатные часы бизнес-консалтинга.
Чем вы занимались в рамках стажировки?
Основная цель программы — получить новый опыт, почерпнуть идеи для развития своего дела в России, вдохновиться на новые смелые проекты, поэтому я много слушала, записывала и задавала вопросы. Началась стажировка в Вашингтоне. Первую неделю мы посещали вводные лекции, где нам рассказали об инновационной экосистеме США, мягко погружая в курс дела. Только после этого участники программы, большая часть которых прибыла из стран бывшего Советского Союза и Азии, разъехались по местам стажировки. В Сан-Диего, где находился женский акселератор, я подключилась к насыщенной жизни американского специалиста в сфере инноваций. Со своим куратором я присутствовала на деловых встречах, участвовала в конференциях, например, слетала на конференцию по венчурному капиталу в штат Аризона. Много мероприятий проходило в самом акселераторе. Помимо основных образовательных треков, там широко практикуются консультации по маркетингу, интернет-продвижению, развитию бизнеса, развивающие так называемые soft skills. В целом, можно сказать о разнообразии и оригинальности, которая присуща программе тренинга акселератора: популярностью пользуются такие форматы, как, например, ночь шуточных питчей или вечера мозгового штурма. Также я приняла участие в одном из стартап-уикендов, что позволило мне на собственном опыте понять, что из себя представляет стартап-культура в Америке.
В чем особенность работы женского акселератора?
Все стартапы такого акселератора возглавляются женщинами, но мужчины могут быть в команде. В остальном он отличается от любого другого лишь в одном: вдобавок к традиционным акселерационным событиям и образовательным трекам здесь проводятся мероприятия, поддерживающие идею женского предпринимательства, которая довольно актуальна в США. В России эта проблема обсуждается меньше, наша страна вообще занимает первое место по числу женщин, успешно реализующих себя в бизнесе и корпоративной жизни — их 43%. В США вдвое меньше — 22%. До сих пор женщины в Америке, как правило, получают за работу меньше, чем зарабатывает мужчина на аналогичной должности, так что вопрос усиления влияния женщин в бизнесе поднимается нередко.
Несмотря на то, что в России в меньшей степени наблюдается неравноправие мужчин и женщин, я невольно анализировала ситуацию с женским предпринимательством в нашей стране. И пришла к выводу, что проводить похожие тренинги для девушек, которые хотят заниматься бизнесом, имеет смысл и в Университете ИТМО. Сейчас в наших акселераторах превалируют представители мужского пола, есть женщины-разработчики, как в проектах ColorIT и ChemLab, но их крайне мало. Вполне возможно, что такая неоднородность продиктована неуверенностью или страхом студенток, выпускниц, которые не верят в конкурентоспособность своих идей. Тренинги помогли бы преодолеть это.
В чем разница инновационных экосистем России и Америки?
За шесть недель стажировки в Америке я пришла к выводу, что наиболее разительное отличие — в культуре. Американцы открыты к общению, познакомиться с новыми людьми проще простого. У нас более закрытое общество, найти нужные контакты не так легко, поэтому поиск потенциальных партнеров иногда превращается в серьезное испытание. В Америке же ко всем стартапам есть определенные требования: в неделю нужно провести 25 интервью с потенциальными партнерами. Казалось бы, невозможная цифра для нашей страны, однако там выполнить это требование несложно, поскольку все люди, компании расположены к общению. Когда я участвовала в стартап-уикенде, нам нужно было провести анкетирование для тестирования идеи для потребительского рынка. «Подопытных» вылавливали прямо на улице: прохожие останавливались и с готовностью отвечали на все вопросы, охотно делились своими соображениями и идеями. Потому что там такая культура, сформировавшая столь важную для инновационной экосистемы среду открытого распространения идей. Конечно, мы идем в том же направлении, проводим мероприятия, которые помогают нам общаться, находить общий язык и избавляться от пережитков прошлого, но этого еще недостаточно.
Еще одна особенность культуры — лояльность к неудачам. Если что-то идет не так, американцы относятся к этому спокойно — такая уравновешенность в бизнесе очень полезна. Ситуация, когда из тридцати резидентов акселератора реальных результатов добиваются только десять команд, никого не смутит. Если двадцать команд не хотят работать должным образом, тянуть их до финала никто не будет.
Отдельной чертой, которая обескуражила многих моих русских коллег в США, стала предприимчивость американцев. Велика доля инновационных продуктов, которые зачастую довольно бесхитростны. Например, очень простая разработка системы пускания больших солнечных зайчиков для освещения наиболее темных мест в помещении успешно привлекает инвестиции для развития. Я обсуждала эту особенность с американцами, на что они мне ответили: «Мы стремимся к развитию и поддержке проектов, которые можно вывести на рынок в кратчайшие сроки. Вы же, русские, хотите ракеты в космос запускать». Пожалуй, довольно справедливое замечание.
Какой опыт вы хотите привнести в инновационную экосистему Университета ИТМО?
Мыслей и идей очень много. От создания новых акселерационных программ, концепцию которых мы уже обсуждаем в Департаменте проектной и инновационной деятельности, до введения каких-то нюансов в уже «обкатанные» мероприятия департамента. Хочу отметить, что в глобальном смысле наша вузовская инновационная экосистема ни в чем не уступает западной. Я презентовала Университет ИТМО в Америке, и могу сказать, что эксперты высоко оценили наши решения в сфере продвижения вузовских инноваций. Как говорится, дьявол в деталях, и именно некоторые нюансы американской практики могут быть эффективны в нашем университете.
Например, в некоторых вузах США существует другой подход к формированию команд для участия в акселерационных программах. Мы стремимся сразу собирать междисциплинарные команды, объединяя «технарей» и менеджеров. Разделение труда происходит на начальном этапе: первые разрабатывают конечный продукт, а вторые исследуют рынок, общаются с клиентами. Американцы от этой модели отошли, столкнувшись с распространенными на этапе формирования команды акселератора проблемами: тяжело заставить инженеров понять, что им нужны маркетологи и менеджеры, и тяжело заставить менеджера не претендовать на должность лидера команды. Решение нашлось довольно кардинальное: исследование рынка и общение с клиентами они полностью перекладывают на технических разработчиков. Только после того, как инженер самостоятельно прочувствует, кто его клиент, какую рыночную нишу он хочет занять, какой продукт нужно получить в итоге, к команде присоединяется менеджер, начинающий активно продвигать продукт на рынок. Как правило, к этому моменту инженеры практически требуют специалиста с соответствующими компетенциями.
Любопытна политика инвесторов в Америке. Там, например, не рассматриваются стартапы, руководители которых не вложили в них свои деньги. Считается, что начальный капитал проекта должен быть обеспечен его командой, а не инвестором. Ведь предприниматель, который вложил свои кровные в стартап, и относится к нему по-другому. В поиске дополнительных инвестиций команды нередко обращаются к краудфандинговым площадкам. Даже если проект не совсем предназначен для такого рода инвестиций, хорошие отзывы на Kickstarter или Indiegogo дадут повод считать стартап инвестиционно привлекательным. Думаю, все это может стать частью и нашей стартап-культуры.
Какие еще достоинства программы Professional Fellowship Program вы видите?
Я присоединилась к обществу выпускников этой программы, которых очень много по всему миру. Это приблизило меня к источнику полезных контактов и перспективных партнерств для Университета ИТМО. Шестинедельная стажировка в Сан-Диего закончилась крупным конгрессом в Вашингтоне, на котором собрались выпускники программы из 43 стран. Форум был заточен на общение и нетворкинг, и по его завершении у меня появились контакты коллег из Индии, Хорватии, Малайзии и других стран, с которыми, надеюсь, мы будем поддерживать отношения. Кроме того, программа подразумевает ответный визит кураторов в страну своих стажеров. Надеюсь, мой американский коуч приедет в мае, и я смогу развеять все стереотипы о России, которые могли у нее возникнуть.