Акселератор TURN8 работает с инновационными проектами различных направлений из разных стран. На сегодняшний день инвестиции от зарубежных коллег получили два проекта из России: команды из Москвы и Казани. Значительное число портфельных компаний в акселераторе, по словам Камала, — российские. Причина тому — высокая мобильность россиян, готовых к переездам в другие страны. Помимо инвестирования акселератор помогает начинающим предпринимателям с получением международных контактов и выходом на рынки различных стран.
В Петербурге перед экспертом с презентациями своих проектов выступили девять команд стартапов. Встреча с представителем TURN8 была организована в рамках обучающей программы бизнес-акселератора для высокотехнологичных и «железных» проектов Future Technologies. У каждой команды было пять минут, чтобы рассказать о своем стартапе и пять — ответить на вопросы аудитории и гостя.
Среди проектов: сервис по подбору образовательных курсов Courseburg, Rehabot — тренажер для людей, перенесших инсульт, приложение для навигации внутри торговых центров inNavi, стартап, занимающийся цветной лазерной маркировкой металлов ColorIT, сервис автоматической «умной и живой» рассылки LeadCooker.
Результаты презентации — это не только фидбек от эксперта и советы, которые помогут быстрее достигнуть поставленных целей выхода на глобальные рынки, но и возможность попасть в акселератор TURN8 в Дубае, а также получить инвестиции в размере 25−50 тысяч долларов.
По итогам выступлений претендентами на эти «призы» стали стартапы Mailburn, Pyrobox и Rating.VC.
Миссия Mailburn — позволить пользователям «закрывать» как можно больше задач за определенное время. Поможет в этом сервис, где процесс переписки по электронной почте становится более живым и скорее напоминает общение в мессенджере: пользователи моментально получают уведомления о прочтении писем, видят в режиме онлайн, что адресат уже пишет ответ и так далее. Авторы проекта гарантируют безопасность использования сервиса: данные не будут перехвачены или украдены.
Сервис Rating. VC — аналитическая платформа для инвесторов. На ней собраны различные данные о стартапах по всему миру, включающие описание проектов, состав команды и другие подробности. Благодаря определенному алгоритму, который учитывает множество различных характеристик, она может просчитать перспективность проектов, что поможет инвестору с принять решение о финансовой поддержке стартапа.
Забыть о том, что переданные через Wi-Fi данные могуть быть украдены или просмотрены, поможет девайс Pyrobox. Он с помощью VPN шифрует весь исходящий и входящий трафик для защиты информации от перехвата злоумышленниками. Устройство портативное, поэтому его всегда можно носить с собой и пользоваться им в любой точке мира. Кроме того, разработка защищает от практически любой рекламы, а также предотвращает заражение устройств пользователя различными вредоносными программами — вирусами, криптолокерами и так далее.
Окончательное решение о дальнейшем сотрудничестве стартапов и акселератора будет принято экспертом после акселерационной программы.
После питч-сессии Камал Хассан согласился ответить на несколько вопросов редакции, где рассказал о том, как он оценивает потенциал русских предпринимателей и что самое главное в стартапе.
Чем вам интересна коллаборация с Россией?
Мы в целом интересуемся странами и городами, где есть таланты, а также умные люди с огромным количеством идей. Кроме того, мы сосредоточены на городах, которые не имеют большого количества ресурсов, и тут я имею в виду инвестиции. Ко всему прочему, мы заинтересованы в выводе талантов из России на глобальный рынок. В частности, мы верим, что Университет ИТМО сильный вуз, с качественными исследованиями, разработками, где хорошо ведется работа со стартапами, есть инкубаторы, поэтому мы были бы не против проинвестировать в такие проекты.
Как вы оцениваете потенциал русских предпринимателей?
Русские предприниматели имеют отличные глобальные перспективы. Например, если вы поедете в Индию, то индийские предприниматели будут решать проблемы их страны, потому что там их действительно очень много. Но если вы приедете в Россию, то обнаружите, что люди здесь мыслят глобально. Безусловно, они думают о проблемах России, но также и о Европе, о США и других странах. Они смотрят на проблемы шире, поэтому на глобальном уровне более перспективные.
Также я заметил, и это очень интересно, что русские предприниматели более мобильны, то есть готовы переезжать в другие страны из-за работы и тем самым рисковать. Это кажется странным, но многие предприниматели из других стран не готовы к таким переменам. Они хотят жить и работать в своей родной стране и городе. Например, китайцы говорят, что Китай довольно большой для них, что им и тут комфортно и есть где развернуться. А русские готовы пробовать новые места. Может, потому что вы сильны и уверены в видении того, что делаете. Нам нравятся команды из России, потому что у них есть возможности, способности, желание. Надеемся, нам удастся посотрудничать с большинством из них.
Перед выступлением команд вы говорили о ключевых вещах в стартапе: команда, идея, цели. Но какая все-таки самая главная?
Это, безусловно, команда. Например, у вас может быть очень хорошая команда, но не очень хорошая идея, которая будет работать. Но также у вас может быть потрясающая идея, но слабая команда — и поверьте, это не будет работать. Большинство стартапов успешны из-за команды. Люди в ней могут увидеть такое, придумать то, что кардинально изменит ситуацию, если идея не работает или реализуется не так. То есть в хорошей команде есть больше шансов придумать, как изменить ситуацию. Команда — это «номер один» во всем процессе. Скажу честно, иногда инвесторы вкладывают деньги только из-за команды, хотя идея может казаться им сомнительной.
С каждым годом количество стартапов растет, у каждого становится все больше конкурентов. Что вы посоветуете делать проектам, если у них очень много конкурентов?
Конечно, если у стартапа много конкурентов, это проблема. Но это количество означает, что рынок существует, а тут задача создать что-то такое, что превзойдет всех остальных. Тут могу привести в пример сервис Mailburn. Они действительно сделали что-то такое, что их отличает от остальных. Но при этом их рынок очень большой. А если рынок большой, то значит, место найдется для всех. Поэтому мой совет — если рынок глобальный, вам нужно создать что-то свое, отличающееся. И несмотря на большое количество конкурентов, вы будете успешны.
Что бы вы посоветовали русским предпринимателям?
Я думаю, что мой совет относится не только к русским предпринимателям, это совет участникам всей экосистемы инноваций и стартапов. Обязательно нужно сотрудничать с другими, так работают все успешные предприниматели. Если инкубаторы и другие учреждения имеют партнеров из других городов, то нужно обмениваться с ними опытом, идеями. Так мы учимся на своих ошибках, примерах других и получаем международный опыт. Это очень важно и интересно. Я рекомендую общаться и поддерживать связь между друг другом. Если вы не выйдете за рамки России или Санкт-Петербурга, вы просто не будете знать, что происходит на вашем рынке, что неблагоприятно скажется на развитии вашего стартапа.