В современной Великобритании креативные индустрии стали одной из важных движущих сил экономического развития — в 2013 году бизнес в этой отрасли составил приблизительно 5% от экономики страны, а компании по производству видеоигр, программного обеспечения, телепередач, фильмов и прочей медиапродукции обеспечивали на тот момент 11,7 миллионов рабочих мест. Одним из ключевых факторов формирования творческого сектора стала государственная поддержка. О том, как она осуществлялась и какие изменения сопутствовали «креативизации» Великобритании, рассказал экс-министр Винс Кейбл.
«Под креативными индустриями обычно имеют в виду производство музыки, литературу, дизайн, но сегодня эти области во многом пересекаются с информационно-коммуникационными технологиями, которые являются базой новой информационной экономики. Именно здесь генерируется наибольшая прибыль и наблюдается быстрый рост. Например, сейчас очень активно развивается издательство электронных книг, а благодаря таким площадкам, как Netflix, дополнительный стимул к развитию получает кинематограф», — рассказывает Винс Кейбл.
По словам политика, чтобы стимулировать развитие предпринимательства, основанного на творчестве и инновациях, правительству Великобритании пришлось решить ряд непростых задач — перестроить финансовую инфраструктуру, так как к «неклассическому» бизнесу банки относились с недоверием, доработать систему защиты авторских прав и на уровне страны обеспечить трансфер знаний между промышленностью и исследовательскими центрами.
«Одна из главных проблем заключалась в том, чтобы выстроить взаимосвязь между индустрией и университетами, помочь им найти общий язык. Для этого мы основали сеть центров-„катапульт“ по примеру того, что в Германии называется Фраунгоферовской моделью: там существует ряд организаций, к которым могут обратиться представители малого бизнеса. Если у вас есть инновационная идея, „отполированная“ и протестированная, там вам помогут найти специалистов в области инженерии, физики или, допустим, искусств, чтобы вы могли доработать свой прикладной проект вместе с ними», — объясняет эксперт.
Винс Кейбл отмечает, что волшебной формулы для быстрого развития креативной экономики не существует. Однако для здоровой поддержки творчества и инноваций необходимо, чтобы университеты реализовывали предпринимательские подходы и не зависели напрямую от бюджетного финансирования.
«Для того чтобы быть лидером в отрасли и драйвером развития, университет должен быть независимым, а именно — финансово независимым. Пять лет назад британские вузы пережили достаточно драматичные события, когда мы, отчасти из-за финансового кризиса 2008 года, решили повысить плату за обучение для студентов. Из-за этого в стране были массовые акции протеста, моя политическая партия пострадала от этого решения, но благодаря этому университеты сейчас развиваются как бизнес-структуры. Они самостоятельно ведут работу по привлечению студентов, в том числе за границей, ищут и находят средства на финансирование научных исследований, и они перестали настолько сильно зависеть от государства и ориентироваться только на правительственный заказ», — говорит Винс Кейбл.
Добавим, что прикладные советы по ведению инновационного бизнеса петербуржцы смогут услышать 22 апреля — в этот день в Университете ИТМО пройдет открытая лекция основателя Тинькофф банка Олега Тинькова. Участие в мероприятии бесплатно для всех желающих, но требует предварительной регистрации.