Главная задача Школы — научить участников выстраивать эффективную коммуникацию между наукой и бизнесом. Чтобы научные центры и предприятия понимали друг друга, им необходим технологический брокер, который выступает в роли медиатора. Чтобы качественно выполнять свою работу, он должен знать всю цепочку внедрения продукта. Так как это сложный процесс, затрагивающий самые разные сферы, чаще всего им занимается команда из 4-5 человек. За рубежом услуги технологического брокерства предоставляют специальные крупные компании. Школа технологических брокеров Университета ИТМО собирает экспертов из России и других стран и предлагает им решить ряд кейсов в течение 72 часов.
С прошлого года школа работает по принципу самоокупаемости и предлагает слушателям три пакета участия: «Слушатель» (три полных дня обучения от лидеров в технологическом брокерстве), «Брокер» (три полных дня плюс прохождение всех этапов на пути к заключению брокерской сделки вместе с менторами Школы на основе лучших разработок Университета ИТМО) и «Компания» (специально для команд, представляющих одну компанию).
В этом году участники школы слушали специалистов по выстраиванию процессов коммерциализации, комплексной оценке технологий, инновационному предпринимательству, разработке технологических и дорожных карт, юридическим аспектам работы с ИС и другим навыкам, необходимыми для эффективного взаимодействия со всеми, кто вовлечен в проекты.
В этом году в Школе приняли участие более 30 человек, среди них – представители 15 разных компаний и таких образовательных учреждений, как Тюменский индустриальный университет, Севастопольский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет и другие. Остальные участники работают в компаниях, занимающихся инжинирингом и коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности.
Мы спросили у участников из регионов, почему они решили принять участие в Школе и как они планируют использовать полученную информацию в своей работе.
Айсулу Мурзабекова, проектный менеджер в ООО «Газохим инжиниринг», Уфа
На мой взгляд, в России рынок технологического брокерства пока развит слабо, и приглашенные эксперты рассказывают про свой опыт в смежных областях. По сути, люди, которые посещали Школу на протяжение трех лет, как раз и будут развивать этот рынок. Идея Школы реализована очень хорошо, организация на достойном уровне.
Единственное замечание по проведению на будущее: можно продумывать теоретический блок школы на основании интересов и компетенций участников. Например, провести предварительный анализ собравшейся аудитории. Понятное дело, подготовка у всех разная, но можно вычленить что-то общее. Например, нам рассказывали, что такое патент и как с этим работать. Практически вся аудитория была знакомы с темой, эти полчаса можно было посвятить другой важной теме.
Илья Анисимов, доцент кафедры и руководитель проектов в Тюменском индустриальном университете
Такие образовательные программы, как школа технологического брокерства Университета ИТМО, помогают выстроить некий план по тому, как в вузе наладить систему коммерциализации результатов научной деятельности. К сожалению, в нашем университете применяют очень много подходов и методик, но отлаженного механизма не существует. Если честно, термин «технологическое брокерство» я увидел впервые в описании программы. Даже не знал, что такое существует. Теперь понятно, что между учеными и производством должен быть отдел, который будет сводить их вместе и обеспечивать понимание.
До школы знания уже были, но сейчас они упорядочились. В дальнейшем опыт Школы поможет выстроить работу в нашем Тюменском индустриальном университете более грамотно. Например, у нас было много дискуссий в руководстве вуза и в коллективе разработчиков о том, каким образом передавать результаты интеллектуальной деятельности. После Школы стало понятно, что существуют два способа: продажа своего патента, что не очень выгодно, и доведение разработки до конечного продукта путем передачи в малое инновационное предприятие. И его работу нужно организовать максимально продуктивно с гарантией результата.
Алексей Вострецов, проректор по научной работе Новосибирского государственного технологического университета
Я участвую в школе, чтобы посмотреть, как происходит коммерциализация в передовых вузах. Все-таки главная функция высших образовательных учреждений в области науки и инноваций — это оказание научно-технических услуг, выполнение НИР, ОКР, разработка инновационной продукции, а коммерциализация — это отдельный вид деятельности. Она предполагает, что у нас есть некий продукт и мы занимаемся его продвижением и продажей. Но чтобы довести до коммерциализации некий продукт, нужны соответствующие средства. В Кембриджском университете, например, для коммерциализации создана специальная фирма со штатом около 80 человек, и университет за коммерциализацию платит этой фирме деньги. У Университета ИТМО, участника Проекта 5-100, есть необходимые ресурсы, а региональные вузы работают с меньшими бюджетами. Чаще всего Новосибирский государственный университет выполняет заказные работы, при которых интеллектуальная собственность переходит к заказчику, и продать ее второй раз мы просто не имеем права. Мы выполнили, например, проект в рамках гособоронзаказа, а что дальше делать? Получается пауза в финансировании, а квалифицированной команде нужно платить достойную зарплату, в противном случае сотрудники будут искать другое место работы.
Для вуза скорее актуально продавать не результат, а свои компетенции, основываясь на которых заказчик мог бы получить инновационный продукт.
Очень приятно, что здесь в качестве лекторов выступали эксперты с богатым опытом. Лекцию советника ректора Университета ИТМО по развитию Олега Мальсагова я, например, послушал с огромным удовольствием. Что хотелось бы улучшить в работе школы, так это график: очень сложно одинаково качественно воспринимать информацию, обучаясь с девяти утра до десяти вечера.