Большинство потребителей хотят быть уверены, что продукты, которые они покупают, качественные и выращены в экологически чистых условиях. Для многих также важно знать, что случится с упаковкой от их йогурта или котлет после того, как содержимое будет съедено.

Все больше правительств и международных организаций высказывают обеспокоенность в связи с нерешенностью проблемы голода в мире. При этом количество еды, которая попадает на свалку в развитых странах из-за того, что она оказалась невостребованной до истечения срока годности, также является вызовом для экономики и экологии.

Все это привело к тому, что эксперты и ученые постепенно пересматривают свое отношение к производству еды. На смену устоявшемуся представлению об отдельных отраслях экономики, таких как аграрно-промышленный комплекс, логистика, розничная торговля, система общественного питания, ― приходит единое понятие «FoodNet». Оно объединяет в себе всю систему ― от разработки совершенно новых продуктов, например, таких, как мясо из альтернативных источников сырья или клеточное мясо, до создания приложений по персональному питанию, от выращивания сельхозпродукции до утилизации упаковки от шоколадного батончика.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

«Без понимания такой экосистемы невозможно следовать современным экологическим, технологическим и экономическим трендам, — рассказывает руководитель группы Цифровизации пищевых технологий НОЦ Инфохимии Ольга Орлова. — Все больше людей понимают, что за планетой надо ухаживать, что к ресурсам надо относиться бережно, а также бороться с ростом количества отходов. Все это нереально осуществить без замкнутого цикла, без продумывания всей жизни продукта от производства сырья до утилизации отходов. Человек хочет, отсканировав QR-код, видеть, откуда продукт появился и как переработают упаковку. Вот поэтому и появился рынок FoodNet, который обобщает все направления, связанные с продуктами питания».

Дорожная карта

Идея FoodNet пришла в Россию около семи лет назад. Сегодня его развитие — это одна из задач, которую планируют решать в рамках Национальной технологической инициативы. В частности, для его развития и создавалась специальная дорожная карта, концепция которой недавно была успешно защищена рабочей группой. В коллектив, готовивший документ, вошла в том числе Ольга Орлова.

FoodNet на онлайн-конвенте «Бизнес без границ». Источник: youtube.com
FoodNet на онлайн-конвенте «Бизнес без границ». Источник: youtube.com

По ее словам, занималась разработкой документа группа форсайт FoodNet, в состав которой вошли представители бизнеса, университетов, НИИ, органов власти и управления.

«Меня пригласили как профильного специалиста от Университета ИТМО и как представителя бизнеса ― генерального директора компании "БиоРитм", ― рассказывает Ольга Орлова. ― Мы работали над дорожной картой все лето очень интенсивно, обговаривали идеи в Zoom. Помимо общих встреч всей рабочей группы, также проходила работа с отдельными сегментами и малыми группами. Я вошла в группу своих компетенций и интересов ― группу сегмента персонализированного питания. Для более детального изучения вопросов мы приглашали внешних ведущих экспертов, лучших в своей области. Мы скрупулезно и подробно рассматривали не только свой основной сегмент, но и остальные сегменты рынка. В итоге по окончанию работы над дорожной картой мы все очень сдружились и до сих пор не просто общаемся, но и работаем над разными проектами и помогаем друг другу по многим вопросам».

Ольга Орлова (справа)
Ольга Орлова (справа)

В результате концепция нашла поддержку как у представителей Министерства промышленности и торговли, так и у представителей бизнеса. На заседании экспертной комиссии документ был успешно защищен. В рамках документа дается анализ существующего рынка FoodNet в России, а также предлагаются шаги к его развитию.

Правительство Санкт-Петербурга определило развитие FoodNet как приоритетное направление по формированию высокотехнологичного рынка наряду с водородной энергетикой. И сейчас вся рабочая группа Форсайт FoodNet помогает Санкт-Петербургу в реализации поставленных задач.

«Согласно концепции развития рынок FoodNet поделен на метасегменты: альтернативные источники сырья и пищи, "умное" и высокопродуктивное сельское хозяйство, "умные" цепи поставок, биологизированное и органическое сельское хозяйство, персонализированное и специальное питание, — поясняет Ольга Орлова. — Все сегменты охватывают полный цикл ― от производства сырья до обращения с отходами».

Экспертиза ИТМО

НОЦ Инфохимии
НОЦ Инфохимии

Как полагает Ольга Орлова, Университет ИТМО может участвовать в различных проектах всех сегментов по развитию FoodNet. При этом он может выступать и как исследовательский, и как образовательный центр, и как лабораторный комплекс для проведения испытаний. Также она подчеркивает, что первый неклассический идеально подходит для создания центра компетенций FoodNet.

ИТМО является одним из немногих вузов, которые обладают практически всеми компетенциями для решения задач, поставленных в дорожной карте, говорит Ольга Орлова. В частности, в документе говорится, что для развития рынка FoodNet в России необходимо опираться на большие данные, использование технологии блокчейн, разработку новых материалов, автоматизацию 3D-печати и другие технологии, активно развиваемые в Университете ИТМО.

«IT, оборудование, лабораторные исследования, химия, технологическое предпринимательство, различные технологии контроля качества, в том числе связанные с фотоникой, ― все это у нас есть. В НОЦ Инфохимии в этом году мы провели первый набор магистрантов, обучение которых проходит на стыке разных областей науки, с использованием информационных технологий на молекулярном уровне в химических системах, в том числе и пищевых. Выпускники НОЦ будут способны решать задачи персонализированной медицины и питания на новом уровне сбора и анализа Big Data, проводить исследования модельных систем, применять в своей работе принципы аналогии и синергетики», ― отмечает она.

Также, по словам Ольги Орловой, на 2021 год запланирован первый набор бакалавров по направлению «Инфохимия» — принципы обучения здесь будут также направлены на подготовку высококлассных специалистов с междисциплинарным пониманием сложных систем.

Шаги по популяризации проекта

После принятия концепции ее основные положения будут активно презентоваться на различных платформах для того, чтобы найти как можно больше заинтересованных бизнесменов, работающих в области FoodNet. Одной из площадок стал онлайн-конвент «Бизнес без границ», где презентуются все дорожные карты НТИ для различных сообществ заинтересованных в развитии рынков России.

FoodNet на онлайн-конвенте «Бизнес без границ». Источник: youtube.com
FoodNet на онлайн-конвенте «Бизнес без границ». Источник: youtube.com

«Задача Всероссийского бизнес-форума "Бизнес без границ" ― представить дорожные карты всем регионам и федеральным округам России, — говорит Ольга Орлова. — Каждый день ― новый округ. Начиная с 30 ноября, форум проходит в форматах панельных дискуссий, круглых столов, питч-сессий и гостиных в разных федеральных округах. На питч-сессиях также может выступить любой предприниматель, в том числе и студент, и рассказать о своем проекте, получить обратную связь, а мы вносим его в нашу базу данных для дальнейшего сотрудничества и продвижения рынка. Наша рабочая группа участвует практически в полном составе каждый день форума, что дает нам знание всей картины проектов, научных и промышленных заделах FoodNet в целом по стране».

В ближайшее время при поддержке комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга будут проходить мероприятия, посвященные развитию FoodNet.

В частности, 18 декабря на онлайн-площадке «Точки кипения»-СПб состоится встреча, на которой планируется представить концепцию дорожной карты FoodNet студенческому сообществу, представителям науки и бизнеса Петербурга. Как отмечает Ольга Орлова, на мероприятии будут обсуждаться запланированные шаги и направления развития. Кроме того, на встрече о своих проектах расскажут как представители индустрии, так и университеты.