Когда просто без искажения объясняют сложные научные концепции, например, в формате научно-популярного проекта — знайте: перед вами пример научной коммуникации. Как раз этому молодых ученых научили на интенсиве, который разработали в Центре научной коммуникации ИТМО. Проект поддержан Фондом Владимира Потанина.
«Успех научно-популярного проекта зависит не только от перевода информации с „научного“ языка на повседневный, но и от выбора формата коммуникации, который помогает структурировать содержание и способ взаимодействия с аудиторией. В рамках курса каждый участник мог разработать свой проект, а в качестве поддержки мы предложили серию лекционных и практических занятий, выстроенных в проектной логике», — объясняет Константин Фурсов, куратор школы и академический руководитель магистратуры «Научная коммуникация» в ИТМО.
За несколько дней слушатели прошли путь от постановки цели и анализа своей целевой аудитории до продюсирования проекта и оценки результатов, практиковали креативные форматы и писали сценарии мероприятий. Итоги своей работы показали в питчах, коротких и ярких выступлениях, — вот лишь некоторые из них.
Комикс про ученых
Владислава Попова еще учится в бакалавриате по физике.
«Когда я была младше и задумывалась о деле своей жизни, я не знала ни одного „живого“ ученого. Зато очень любила супергероев MARVEL, больше всего обожала Тони Старка — хотела вырасти и сделать свой костюм Железного человека. Именно так я оказалась в МИСИС», — говорит она.
На курсе в ИТМО Владислава придумала комиксы для школьников, которые раскроют истории о научных волонтерах. По сюжету роль супергероев возьмут на себя исследователи, а дети будут их помощниками.
Миссия проекта — сделать так, чтобы дети узнали о научном волонтерстве и нашли для себя полезное хобби. Сами комиксы, по задумке, будут публиковать в соцсетях тематические сообщества, школы, гимназии и лицеи.
Фестиваль науки
Биотехнолог Елена Перушкина приехала из Казани с идеей фестиваля науки ВioFest в новом формате. Вместо выставочных залов — коворкинг-зоны от лабораторий и промышленников, научные квесты, научпоп-лекторий и питчинг стартапов.
«Студенты и школьники в рамках фестиваля смогут поработать над IT-продуктами для технологий, а для бизнеса организуют отдельную площадку — предприниматели пообщаются с учеными во время бранча», — объясняет Елена.
Сейчас организаторы готовятся проводить фестиваль и открыты к сотрудничеству. Стать спикером, участником или партнером ВioFest можно вне зависимости от вуза и профессии — достаточно заполнить анкету.
Медиа про океан
Александра Володько приехала в Петербург из Владивостока — она работает в Тихоокеанском институте биоорганической химии ДВО РАН. Здесь занимается исследованиями новых биологически активных веществ — 12% новых соединений в мире из океана получено и изучено в этом институте.
Девушка ведет телеграм-медиа института — и приехала на интенсив развивать этот проект. Александра рассказывает понятным языком об исследованиях из журналов уровня Q1 (самых авторитетных). Канал читают журналисты, научные коммуникаторы и ученые других институтов и фондов грантовой поддержки.
Это лишь небольшая часть научпоп-проектов, которые родились и развились на курсе Центра научной коммуникации ИТМО.
«Мы внимательны к атмосфере на наших интенсивах: стараемся поддерживать участников, консультируем по любым проектам и делимся примерами, которые могли бы вдохновить и направить их. Сделать курс насыщенным и в то же время сбалансировать нагрузку смогла Валерия Суханова, методист образовательного курса. Она — выпускница нашей магистратуры по научной коммуникации. И для нас очень ценно, что наши магистры сотрудничают с Центром как состоявшиеся профессионалы», — делится Марина Радченко, замдиректора Центра научной коммуникации ИТМО и менеджер курса.
26 мая Центр научной коммуникации проведет новый интенсив — в этот раз для представителей благотворительных фондов. Кстати, создать свои мероприятия или медиа-продукты можно в магистратуре «Научная коммуникация» — здесь студентов учат маркетингу, продюсированию, научной журналистике, визуализации данных и всему, что может пригодиться в работе коммуникатора. Больше узнать о программе можно на сайте или в телеграм-канале Центра.