Виртуальная реальность без ограничений
По словам создателя стартапа aeMind IDEntity Владимира Коновалова, виртуальность привлекает людей из-за свободы от юридических и физических законов: все последствия распространяются на персонажа, а не на игрока. С анонсированием шлемов виртуальной реальности у пользователей появилась возможность вывести это ощущение свободы на новый уровень: вместо управления персонажем, они сами могут действовать внутри игрового мира. Однако датчики, камеры, шлемы и провода существенно ограничивают мир геймера, да и никто не хочет бегать на месте пару часов, играя, например, в шутер (жанр компьютерных игр — прим. ред.). Это совсем не та виртуальная реальность, что была в фильме «Матрица», добавляет CEO проекта.
«В 2014 году я узнал про попытки использовать BCI для управления персонажем игры „силой мысли“, без физических движений. Развлечения ради я связался с моим знакомыми — биологом-программистом Юрием Коноплевым и программистом Станиславом Капулкиным. И мы пошли реализовывать эту идею на первом Science HackDay в августе 2014 года. Победив там в номинации „Лучший технологический проект“, мы поняли, что можем работать в команде, а сама идея захватила нас полностью. Каждый из нас увидел в виртуальной реальности инструмент реализации своих целей и стремлений», — рассказывает Владимир Коновалов.
Около полугода партнеры провели в экспериментах с ЭЭГ и ЭМГ вместе с новым членом команды, московским нейрофизиологом Андреем Биличенко, который добавил свежих идей и мистицизма. Им удалось изучить опыт коллег, которые работают в этой же области, и понять, что в текущем виде технология не была пригодна для массового пользователя. После этого они кардинально сменили стратегию развития, найдя способ обойти необходимость заставлять пользователя ходить и делать махи руками в реальности, но при этом полноценно управлять виртуальным телом, просто сидя в кресле.
«До конца 2015 года мы самостоятельно, без инвестиций собрали три различные версии нашего девайса и создали ряд игровых демо-сцен для калибровки и демонстрации его работы. Каждый из руководителей привлекает к работе подрядчиков, которыми полностью руководит: это и юристы, и бухгалтеры, и дизайнеры, и программисты, и переводчики, и видеооператоры, специалисты по работе со звуком, инженеры. Таким образом, на текущий момент мы имеем полностью рабочий пред-прототип, который позволяет управлять всеми типами передвижений и взаимодействий в виртуальной реальности (включая управление мелкой моторикой игрового персонажа), а также сработавшуюся команду специалистов. Кроме того, сейчас составляется патентная заявка и планируется одновременное создание инновационного виртуального пространства. Мы ведём переговоры с инвестором, представленным кооперацией из РФ и других стран, а также договариваемся о подрядных работах в IT сфере», — заключил Владимир Коновалов.
Лучше протеина для бодибидеров
Разработчик рецептуры сбалансированного питательного коктейля FOYT Артем Лепешкин продемонстрирует свой продукт не только на Demo Day, но и на GEEK PICNIC в конце июня. У него все готово — и смесь, и упаковка для нее. По его словам, несмотря на то, что главный компонент коктейля — сывороточный белок, его нельзя считать типичным протеиновым порошком для «качков», так как он гораздо полезнее за счет большего количества витаминов и микроэлементов. Как отмечает Артем Лепешкин, смесь названа в честь первого идеолога здорового питания Карла Фойта, жившего в конце 19 века.
«В этой смеси нет ароматизаторов и красителей, а разбавляется она обычной водой. Необычный вкус и набор микро- и макроэлементов ему придает такой компонент, как измельченные семена чиа. Этот же ингредиент является природным стабилизатором, благодаря чему не нужно добавлять в смесь ничего лишнего. Кстати, мы запустили тестовую версию сайта», — рассказывает CEO стартапа.
Как отмечает Артем Лепешкин, смесь FOYT в первую очередь нужна тем, кто не успевает нормально пообедать и вечно пропускает один из приемов пищи. Чтобы побороть чувство голода, а заодно получить дозу важных для организма микроэлементов, достаточно иметь при себе емкость и бутылку воды. По примерным расчетам порция продукта обойдется покупателям в 150 рублей в зависимости от того, сколько упаковок коктейля в месяц они будут приобретать.
Скалодром с умом
Разработчики «умного скалодрома» хотят привнести в обычное скалолазание в закрытых помещениях элемент игры — с помощью прозрачных зацепок, которые могут светиться разными цветами. По словам кандидата технических наук Екатерины Бессоновой, работающей на кафедре безопасных информационных технологий Университета ИТМО, интерактивная система зацепок синхронизируется с мобильным приложением. С такой системой можно устраивать командные соревнования, в которых зацепки с контролем касаний будут подсвечивать траекторию движения, а каждый участник получит определенное количество очков в зависимости от качества прохождения «миссии».
«Разработкой уже заинтересовались крупные скалодромы, которые желают использовать наши необычные зацепки. Ведь светящиеся цветные элементы привлекают внимание и вызывают желание тут же взобраться на горку, особенно у активных детей и подростков», — рассказывает член команды.
Измерить глюкозу по слюне
Сотрудники лаборатории SCAMT Университета ИТМО работают над неинвазивным биосенсором, с помощью которого можно определить уровень глюкозы по слюне. К Demo Day команда подготовила тест-полоски с чувствительным слоем, меняющим свой цвет.
«Концентрация глюкозы в слюне в сто раз меньше, чем в крови, поэтому детектировать ее сложнее. Однако нам удалось добиться успеха в измерениях — мы можем видеть изменение цвета даже при крайне малых концентрациях», — подчеркивает сотрудник лаборатории Софья Сафарян.
Теперь команда планирует заняться разработкой оптического прибора, который будет считывать цветовой ответ и переводить его в цифровое значение. Чтобы исследовать саму проблему диабетиков, молодые люди ходили в больницы и поликлиники, разговаривали с пациентами и врачами, интересовались их пожеланиями.
В настоящее время для создания прототипа тест-полосок сотрудники лаборатории используют обычный струйный принтер и специально разработанные биочернила. Разработчики уверены, что глюкоза — только первый шаг. Ведь технология универсальна и перспективна для создания целого спектра оптических биосенсоров.
Вентиляция с элементами кондиционирования без вреда для фасада
Проект еще одних выпускников акселератора Future Technologies представляет собой устройство, которое встраивается под подоконник и проветривает помещение, нагревая воздух зимой либо охлаждая его летом. С улицы такое устройство незаметно, поэтому установка не испортит вид исторического здания в центре города.
«Дизайнер Артемий Лебедев может больше не переживать насчет кондиционеров, портящих внешний вид исторических домов. Aeris способен охлаждать воздух, фильтровать его, а также сохранять тепло. „Фишка“ нашей разработки в том, что устройство способно регенерировать тепло — сначала накапливать его, а затем отдавать помещению», — утверждает член команды и руководитель ФабЛаба Технопарка Университета ИТМО Алексей Щеколдин.
По его словам, установка поможет экономить деньги на теплоснабжении, так как для проветривания помещения зимой, в сезон горячих батарей, не нужно будет постоянно открывать форточку. Накопив тепло, устройство отдает его свежему воздуху, благодаря чему в помещении не становится душно. При этом его потребляемая мощность всего 5 Ватт. Работа команды, однако, пока не завершена: для фильтрации воздуха необходимо доделать эффективный самоочищающийся фильтр, немного снизить шум, производимый работающим устройством, и сделать работающий прототип из пластика, а не фанеры.
«За время обучения и работы в акселераторе мы установили контакты с оконными компаниями, получили от них положительные отзывы. Нашей разработкой заинтересовались представители Electrolux и другие участники рынка, которые указали на наши слабые места и помогли развиваться дальше. Все ждут от нас устройство, которое можно будет продавать, которое будет пользоваться спросом, поэтому мы не остановимся на достигнутом», — подчеркнул разработчик Алексей Алешин.
Все описанные чудеса техники, созданные молодыми разработчиками, можно будет изучить, потрогать и использовать по назначению на Demo Day, который пройдет 17 июня. Вход свободен для всех зарегистрировавшихся гостей.