Последние два года начинающие предприниматели из Санкт-Петербурга должны были выезжать в другие города, чтобы участвовать в стартап-экспедиции. При этом количество участников из города на Неве всегда было внушительным. Поэтому в этом году организаторы из IT-парка в Набережных Челнах решили сами приехать в Северную столицу и отобрать лучшие проекты для приглашения к сотрудничеству. Очередная остановка экспедиции состоялась на площадке Университета ИТМО, который выступил в качестве информационного и организационного партнера мероприятия.
«Наш вуз получил конкретную пользу от „сабантуя“. В Университете ИТМО много собственных акселерационных программ, которые также нуждаются в инвесторах — на „сабантуе“ мы познакомились с теми, кого сможем привлекать и для наших стартапов. Кроме того, сотрудники вуза, которые работали с командами, получили уникальные компетенции по организации мастер-классов, продвижению проектов», — прокомментировала Екатерина Егошина, начальник отдела маркетинга инновационной деятельности университета.
На петербургский StartupСабантуй поступило более 170 заявок. Для финальных презентаций была выбрана 31 команда, участники которой уже сформулировали бизнес-модель проекта и начали тестировать свой продукт. В последние выходные июня ребята представили свои идеи строгому жюри, и уже после первого дня из 22 пришедших команд «отсеялась» почти половина — на второй день «сабантуя» доработанные проекты презентовали авторы 12 стартапов.
В первый день работы экспедиции участники сабантуя должны были рассказать о своей идее в формате «elevator-speech». Такая форма выступлений стала популярной в США. Дело в том, что в этой стране небоскребов стартапер может встретить потенциального инвестора в лифте бизнес-центра и должен убедить инвестора в перспективности своего проекта за считанные минуты, пока поднимается лифт. На второй день участники рассказывали о своих идеях в формате стендапа StartupSlam. Именно поэтому от молодых предпринимателей требовали четкой постановки решаемой проблемы, акцентов на преимуществах продукта и качественную финансовую модель. Наблюдать за питч-сессией могли не только члены жюри «сабантуя», но и заинтересованные инвесторы, которые не присутствовали на событии лично: выступления проектов транслировались онлайн.
«У ребят были плохо просчитаны цифры, они не знали своих рынков и конкурентов, плохо видели продукт, то есть не могли сформулировать его ключевую ценность, а концентрировались на другом. Также у некоторых была плохо организована команда. Были и классные проекты — в них я вложил деньги. Начинающим предпринимателям важно уметь „снять корону“ - не задирать голову, а слушать советы, приходить на мероприятия по типу „сабантуя“, чтобы набивать шишки сейчас, а не после вкладывания в проект серьезных средств. Бывает, что видишь проект — вроде крутой, но на поверку оказывается, что это не так: когда авторов проектов критикуют, они это не воспринимают. Когда я вас „побил“, я смотрю, что вы будете делать дальше: если растете и совершенствуетесь, я буду „бить“ еще сильнее, и в какой-то момент вы дорастете до того, чтобы я вас взял к себе. Многие же приходят к инвесторам, чтобы покрасоваться», — отметил Евгений Турвиненко, инвестор, директор VentureClub.ru.
Участники StartupCабантуй в Санкт-Петербурге презентовали решения в области контейнерной логистики, онлайн-образования, розничной торговли, виртуальной реальности и других. Стартап-батыром стал Владислав Бермуда со своим международным образовательным медиа-ресурсом StudyOn. Проект представляет собой площадку онлайн-продаж различных товаров в сфере потребительского рынка, и за каждую покупку пользователь получает в подарок образовательный курс. По словам победителя «сабантуя», он решил не затрагивать исключительно рынок онлайн-образования, потому что продукт в этой области слишком тяжело коммерциализировать. А с помощью StudyOn дистрибьютеры и продавцы получат дополнительную аудиторию, а сама аудитория — дополнительные возможности в виде бесплатных знаний. Стартап-батыр получил билет на StartupСабантуй DEMODAY, который состоится этим летом.
Кроме того, приглашение пройти акселерацию в IT-парк Набережных Челнов получили шесть команд: авторы сервиса по поиску мастеров в высокотехнологических работах, сервиса для регулирования цен продуктов, технологии для решения проблем с псориазом и экземой, а также команды-разработчики нейронной интеллектуальной лингвистической системы, онлайн-сервиса по международным контейнерным перевозкам, прибора для виртуальной реальности. Например, разработчик сервиса LabelFree предложил платформу для того, чтобы покупатель мог торговаться о цене за покупку непосредственно с владельцем товара, а создатель логистического онлайн-сервиса для контейнерных перевозок создал систему для отслеживания маршрута груза, помощи с документацией. Команда из выпускников Университета ИТМО NILSA, которые разработали нейронную систему и заинтересовали инвесторов, также получила особый приз — бесплатный обучающий курс по составлению презентаций проектов.
Члены жюри посоветовали всем начинающим предпринимателям как можно больше читать про свой рынок, обращаться за помощью к профессионалам в необходимой области, например, к менеджерам в крупных компаниях, изучать своего клиента и правильно воспринимать критику, не опуская руки, а совершенствуясь. Ведь критики на пути становления в бизнес-сообществе будет очень много.