История стартапа Funbo началась с бизнес-акселератора Future Technologies Университета ИТМО, куда участники подались с идеей организовывать игры известных киберспортсменов с обычными игроками (о запуске стартапа можно прочитать здесь). В начале своей деятельности создатели проекта провели опросы и узнали у геймеров, действительно ли они хотели бы сыграть с киберспортсменами и испытывают ли трудности в организации подобных матчей. Оказалось, около 80 % игроков действительно хотели бы сыграть с профессионалами, но всего лишь 15 % из них удалось это сделать.
«Результаты показались нам интересными, поэтому мы попробовали организовать первые игры с киберспортсменами. Отправили предложения почти всем более-менее известным игрокам Dota 2 в СНГ и запустили группу в сети “ВКонтакте» для сбора заинтересованных людей. К моменту, когда мы провели 10 матчей, мы столкнулись с рядом проблем, которые заставили нас задуматься над сменой формата. Первая из них заключалась в том, что киберспортсменам было просто неинтересно играть с рядовыми геймерами, они считали, что это может плохо отразиться на их репутации и в целом относились к идее скептически, поэтому договориться с ними о проведении матчей было крайне сложно. Вторая более важная проблема – это результаты игр. Геймеры, которые играли с профессионалами, ожидали большего от матча. Мы решили более подробно исследовать, зачем обычные игроки хотели сыграть с профессионалами, и узнали, что главная их мотивация – узнать что-то новое, повысить свой навык, получить ценные советы. Очевидно, что за одну игру таких целей не достигнуть, учитывая, что киберспортсмены во время игр следили не за своими тиммейтами, а за собой и своей игрой», – комментирует основатель стартапа Николай Голос, магистрант кафедры компьютерного проектирования и дизайна Университета ИТМО.
Анализируя отклик пользователей платформы, создатели Funbo приняли решение отказаться от идеи проведения матчей со звездами киберспорта (эта услуга стала дополнительным сервисом) и ядром проекта сделать образовательную составляющую, в которой нуждаются игроки-любители. В ходе опроса выяснилось, что около 60 % игроков в Dota 2 хотели бы пробиться в профессиональный киберспорт, однако они не понимают, как этого добиться, как поднять свой навык игры, найти команду, побеждать на турнирах. Сегодня в решении этих проблем игрокам-любителям практически никто не помогает. Единственными решениями становятся online-занятия с персональным тренером или посещение offline-школ с преподавателями. Однако обе услуги оказываются большинству геймеров не по карману. Также игроки могут найти ролики в открытом доступе на YouTube, однако, по словам Николая Голоса, их записывают люди, которые зачастую не являются экспертами в области киберспорта и не имеют реального опыта игры на профессиональном уровне.
Сегодня стартап Funbo разрабатывает собственный сервис, который призван помочь игрокам с любым навыком игры достичь профессионального уровня и выступать на турнирах. Первая ступень в сервисе – базовая. Вместе с профессиональными игроками и тренерами создатели стартапа разработали курс, помогающий игрокам лучше понять Dota 2, а также поднять индивидуальный уровень игры. Уникальность образовательного курса заключается в том, что игроки получают инсайды и реальные кейсы от тренера, который работал с различными профессиональными и любительскими киберспортивными командами.
«Работа над образовательным курсом длится порядка месяца. Моя задача – разобрать все, что связано с игрой Dota 2, по полочкам – от самых основ до уровня топовых игроков. Важно, что в курсе вся информация четко структурирована – сегодня немного где можно найти такой разбор Dota 2. В рамках курса я буду давать знания, которые нужны игроку на каждом конкретном этапе. В России аналогов таких проектов не существует – для англоязычной аудитории доступен сервис GameLeap, однако уроки на этом ресурсе заранее записаны профессиональными игроками и аналитиками, в нашем случае лекции идут в виде онлайн-стримов со мной, в конце каждого урока я даю практические задания, качество выполнения которых отслеживает вся команда. Самые лучшие ученики по ходу курса получают различные призы от партнеров», – объяснил разработчик образовательного курса Funbo, профессиональный игрок Dota 2 и тренер нескольких команд Даниил Гилев.
Однако пользователям стартап предлагает не только образовательный курс. Более опытных игроков с базовыми знаниями об игре и хорошим индивидуальным скиллом организаторы сформируют в команды и проведут курсы по игре в команде, макро-игре и драфтам, предоставят время новым коллективам сыграться и отправят их на первые турниры. Последняя ступень – это выделение наиболее перспективных коллективов и продвижение их на полупрофессиональные и профессиональные турниры, помощь в организации тренировочного процесса и поиске спонсоров. Таким образом, Funbo станет платформой, с помощью которой любой игрок при должном уровне упорства и ответственности сможет пробиться на профессиональный уровень и построить карьеру в киберспорте, предпочтение которому сегодня порой отдают даже профессиональные спортсмены.
«Киберспорт мне интересен по ряду причин: сколько себя помню, всегда любил играть в компьютерные игры. Каждый хочет превратить свое любимое занятие в профессию. Кроме того, я считаю, что киберспорт станет таким же популярным, как и другие более привычные виды спорта. Это значит, профессионалы станут популярными, востребованными и высокооплачиваемыми. К тому же это хорошая разминка для ума, приятное времяпровождение, это красиво. Я не нахожу интересными виды спорта вроде хоккея, футбола, волейбола – для меня они менее разнообразны и зрелищны по сравнению с киберспортивными состязаниями. С другой стороны, мне нравится пауэрлифтинг, которым я занимаюсь профессионально, однако это не командный вид спорта, и я отношусь к нему как к соревнованию с самим собой. На курс Funbo я решил подписаться, потому что мне интересен опыт, который можно перенять у профессионалов, а также возможность пробиться в профессиональную лигу – это совсем не просто. У меня был опыт игры в команде, однако очень сложно собрать коллектив, который способен продержаться длительное время чаще всего из-за отсутствия мотивации у игроков», – комментирует студент кафедры проектирования и безопасности компьютерных систем Университета ИТМО, один из первых учеников платформы Funbo Алексей Жданов.
Сейчас создатели стартапа совместно с рядом профессиональных игроков и менеджеров готовят обучающий материал, а также продумывают содержимое ступеней, которые будут проходить ученики. Запуск образовательного курса намечен на 17 июня 2018 года.