Почему ты решил посвятить свои проекты помощи людям с ограниченными возможностями?
В далеком-далеком детстве, года в четыре, я заметил, как общаются слепоглухие люди. Не помню, где именно, но картина отложилась у меня в памяти надолго. Когда в девятом классе начались курсы по программированию, я поставил цель создать что-нибудь полезное. Не какую-нибудь игру, которую люди бросят на следующий день. А что-то действительно важное. Здесь мне и вспомнилась картина, которая меня так потрясла когда-то.
Я долго думал над идеей: как современные технологии могут помочь преодолеть барьеры коммуникации между людьми с ограниченными возможностями здоровья. И мне неожиданно помог любимый фильм «Интерстеллар» – я его пересматриваю каждые зимние каникулы. В картине главный герой попадает в черную дыру и передает информацию с помощью азбуки Морзе. Я решил использовать тот же способ кодирования для создания приложения. Для передачи информации слепоглухому человеку на смартфоне вводится текст на любом языке, он переводится в шифр азбуки Морзе и передается получателю с помощью вибрации smart-часов, которые надеты на запястье. В свою очередь, он может также передать информацию с помощью касаний экрана устройства.
С приложением LifeFeel я посетил, пожалуй, все научно-технические конференции в родном Башкоторстане, везде уходя с первым местом. Выиграл конкурс «Мой первый бизнес» от РЭУ имени Плеханова и 500 тысяч от Фонда содействия инновациям в придачу. Купил компьютер, на котором продолжил работу над проектом.
Приложение ты написал сам?
Да, конечно, все сам. Папа у меня программирует, работает в «Сбербанке». Но меня никогда не учил – говорил, что я должен всего добиваться сам.
И как к твоему успеху относились в школе?
Честно говоря, меня там не очень любили. Иногда я мог пропустить неделю учебы из-за поездок на конференции. Когда я учился в 10 классе, на каждом педсовете учителя решали вопрос о моем наказании. Как рассказывала единственная учительница, которая была на моей стороне, – преподаватель информатики, копали под меня глубоко. Разговор доходил вплоть до отчисления.
Почему так? Школа провинциальная, маленькая, выделяться не хотят, в тебя не верят. Год назад мне говорили: «Кому ты нужен в Москве на конкурсе?». А меня тогда звали на очный тур конкурса научных работ школьников от НИЯУ МИФИ ЮНИОР. По условиям организаторов, я должен был поехать в сопровождении совершеннолетнего лица. В итоге, папа отпросился с работы, мы поехали, и я выиграл конкурс. Когда вернулся в школу, меня затащили в класс со всеми учителями, и они аплодировали мне стоя. Тогда я понял: вот оно.
После Москвы ко мне обратились из столичного Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Теперь мы сотрудничаем, в частности, благодаря им я тестирую свои приложения.
Да, поездка в Москву была запоминающейся. Тогда меня поселили в спартанские условия: Подмосковье, общежитие МИФИ, до вуза добирался час каждый день.
Сложно было?
Да нет. Как показывает практика, чем хуже у меня условия, тем лучше я выдаю идеи. Критическое мышление начинает работать. Когда у тебя не хватает денег на еду, у тебя мозг больше всего настроен на то, как же заработать деньги и поесть. Может быть, я поэтому такой худой.
Хотя нет, у меня просто такое телосложение. К тому же, я бывший каратист с десятилетним стажем. Все детство меня «сушили» и удлиняли, чтобы увеличить скорость и силу удара. Становился призёром России, у меня был коричневый пояс. Нужно было дождаться совершеннолетия, чтобы сдать экзамен на черный. Но я бросил карате в 16 лет. Мешало учебе, а это для меня самое главное было. И есть.
И как учеба в Университете ИТМО?
Всё нравится. Каждый преподаватель – личность, да и ребята тоже. Окружение – это главное. Каждый интересен, со всеми общаюсь.
Вообще, Петербург идеально подходит для учебы. Потому что здесь спокойно, а погода предоставляет идеальные возможности для программирования. Сидишь, греешься дома, никуда не выходишь.
После 11 класса меня пыталась «захантить» одна крупная компания. Я сразу отказался: работать нужно было на полную ставку без возможности совмещать с учебой, но ради интереса уточнил заработную плату. Они мне предлагали 200 000 рублей. Но о своем отказе не жалею ни разу..
Как планируешь развивать свой проект?
Еду в Москву на финал большого европейского конкурса Social Impact Award. Я последние полгода в нем участвую, а сейчас поеду подводить итоги работы над моим вторым приложением LifeTalk. Это приложение для изучения языка жестов, оно работает как учебник. Моделька на экране показывает жесты «привет», «пока», «как дела?» и другие, пользователь запоминает и практикует.
Я нашел еще не занятую нишу и направил проект на b2b и b2c. В США, например, Старбакс сейчас активно принимает на работу глухонемых людей и тех, кто знают язык жестов. Чтобы обслуживать глухих людей у себя в ресторанах.
На самом деле, оригинальная задумка была амбициознее: я хотел сделать онлайн-переводчик закрытых жестов. На человека направляется камера, он показывает какие-то жесты, и они переводятся в слова. С таким приложением абсолютно любой человек, даже не знающий языка жестов, сможет общаться с глухим человеком. Но, проверяя гипотезу, я поговорил с компаниями, другими друзьями-стартаперами, и все мне сказали одно: мир еще не готов принять такую технологию, нужно подождать.
Да и ответственность удержала. Это очень крупный проект, в одиночку я бы не потянул. В России, друзья сказали, с этим проектом тебе делать нечего. Говорят, уезжай в Силиконовую долину. Может, поеду.