Как возникла идея разработать такое приложение?
Идея пришла 4 года назад вместе с Игорем Лашковым, тогда еще аспирантом. Когда он поступил в ИТМО, сказал, что ему интересно было бы поработать над подобным проектом. Мне эта мысль тоже показалась перспективной, и мы приступили к разработке — в результате в прошлом году он защитил кандидатскую диссертацию по этой теме.
Расскажите, как работает «Drive Safely»?
Проект состоит из двух частей. Первая — это приложение на смартфоне с сенсорами и камерой, которое определяет опасные состояния и генерирует рекомендации водителю, вторая — облачный сервис, в котором мы собираем историю вождения, осуществляем персонификацию определения опасных состояний для конкретного водителя и формируем отчеты о поездках. Так происходит обучение системы. Конечно, приложение может работать автономно — без доступа к сети Интернет или сбора данных в облаке, если водитель не хочет передавать информацию о своих поездках.
Какие состояния способно определять приложение?
В принципе мы работаем над двумя их типами, определяемыми онлайн и оффлайн. Онлайн определяются состояния, которые фиксируются непосредственно на смартфоне, без доступа к облачному сервису, а оффлайн как раз нуждаются в облачных вычислениях. Состояния, относящиеся к группе «онлайн», уже сейчас реализованы в приложении — это сонливость и невнимательность. Именно их необходимо распознавать в короткий промежуток времени, потому как отвлечение водителя от дороги или засыпание за рулем приводит к ДТП в считанные секунды. Оффлайн-определяемые опасные состояния мы исследуем в данный момент: у нас уже есть некоторые наработки и эксперименты, но в приложении они пока не реализованы. К ним относятся повышенный пульс, алкогольное опьянение, повышенный уровень стресса и агрессивное вождение.
Но ведь все люди разные: у всех разные скорость реакции, признаки сонливости и невнимательности. Как система адаптируется под пользователей?
Адаптация и персонификация — это как раз то, над чем мы сейчас работаем. Чуть больше года назад мы получили грант от Российского научного фонда. Он рассчитан на фундаментальные исследования в этих областях. Сейчас водитель может обучать приложение, предоставляя обратную связь об определенных опасных состояниях, на основе которой мы планируем обучить нейронную сеть.
То есть нынешний релиз — это не финальная версия приложения?
Именно. Мы еще будем работать над адаптацией и персонификацией, интерактивными возможностями. Текущую версию приложения мы расцениваем как базу, которая поможет нам собрать статистику для дальнейших исследований, а также получить обратную связь от водителей.
Для кого это приложение?
В первую очередь мы ориентируемся на автопарки, потому что индивидуальные водители могли, к счастью, никогда не сталкиваться с аварийными ситуациями, и поэтому не задумываются, что приложение может быть полезным для них. А в службах такси, логистических, каршеринговых сервисах тысячи машин, а значит, по теории вероятностей они фиксируют как минимум одно ДТП в неделю-месяц. Так что они довольно быстро смогут отметить ценность такого приложения. Но я знаю и рядовых владельцев машин, которые засыпали за рулем или были в опасных ситуациях на дороге, и тоже с удовольствием воспользуются сервисом для собственной безопасности. Сейчас к работе присоединился магистрант, который будет разрабатывать интерактивные возможности системы, если она неоднократно зафиксирует сонливость. Речь идет об интерактивной форме голосового общения с водителем, которое поможет ему не уснуть за рулем.
На каких устройствах может работать приложение?
Практически любой современный смартфон на операционной системе Android справится с расчетами.
Сколько человек уже скачали приложение и пользуются им?
По статистике Google Play у нас 5000 скачиваний. Но если говорить о продолжительном использовании, то речь идет примерно о 500 водителях.
В мире есть аналоги вашего приложения?
Приложений нет, мы не смогли ни в Google Play, ни в Android Market ничего подобного найти, но исследования, конечно же, есть. В принципе существуют встроенные приложения на устройства для логистических компаний, но там нет интерактива и подсказок для водителей — это просто сбор данных для руководства. Кроме того, это специализированные устройства, а не смартфон, который есть у каждого, что требует дополнительных финансовых вложений для его приобретения, установки в автомобиль и настройки. На самом деле в этой области сейчас большой бум. В начале лета «Яндекс» анонсировал похожую разработку для своих водителей, но пока новостей на эту тему я больше не слышал. Также концерн «Volvo» объявил, что с 2021 года будет устанавливать на свои автомобили подобное приложения, в целом руководство ЕС собирается на законодательном уровне внести инициативу, чтобы все автомобили, которые продаются на его территории, были оснащены такой функцией.