«От своей основной специализации мы никуда не уходим»
Для начала расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей компании.
Наша компания была основана в 2016 году, с января 2017 года мы являемся резидентами Технопарка ИТМО. Но локально мы находимся не только здесь: у нас компания частично американская, а инвестиции из Казахстана.
Здесь у нас располагается весь инженерный отдел, вся разработка, а наш СЕО находится в Силиконовой долине. И в основном мы направлены на американский рынок.
Наш технический отдел занимается в основном разработкой софта для очков, который склеивает панорамное видео с камер — мы называем этот процесс ститчингом — а также стабилизирует и обрабатывает конечное видео.
Сборка у нас происходит в Китае. А электроника была разработана нами совместно с тайваньской компанией, которая владеет заводом, где сейчас все собирается.
Наш первый продукт — это солнечные очки, в которые встроены четыре камеры, снимающие видео в формате 360 градусов. Два года назад этот продукт был в разработке, год назад он был на грани выхода в массовое производство, первая партия уже была сделана. Сейчас мы уже ждем вторую партию очков — этот продукт у нас практически на рынке.
Вторая разработка — это тоже камера 360, от своей основной специализации мы никуда не уходим. Это шлем для записи и, главное, стриминга видео в формате 360 градусов. Сейчас мы работаем над шлемом для американского футбола, но в целом идея просто про шлем, разработка может использоваться в любом виде спорта.
Основной фокус на том, что здесь видео более высокого качества, разрешение 8к и частота 60 кадров в секунду. Цель заключается в том, чтобы это видео можно было использовать в прямых трансляциях прямо со стадиона.
«К нам пришли только те, кто хотел, кто знал о нас заранее»
Как вы съездили на CES в этом году, как оцениваете результаты выставки?
На CES мы были, получается, уже в третий раз. В первый раз на выставку мы ездили совсем как стартап, участвовали в конкурсе CES Innovation Awards в двух номинациях: Wearable и AR/VR. И там, и там мы получили награду, и это было круто, потому что благодаря этому мы попали на media day — ивент, который происходит за день до выставки и куда приглашают только журналистов. Цена присутствия на этом мероприятии очень высокая. А наш продукт был выставлен в специальном месте для номинантов конкурса, журналисты обращали на него внимание, брали интервью.
Потом мы располагались в Eureka Park— павильоне, полностью посвященном стартапам. Там нет продуктов, которые уже вышли на рынок. Он всегда привлекает много интереса со стороны посетителей, инвесторов и журналистов.
Попасть в Eureka Park можно только один раз, поэтому в последующих выставках мы стояли в общем павильоне с более крупными, уже состоявшимися компаниями. Такой маленькой компании, как наша, там довольно тяжело.
В этом году у нас было место в стороне от основного потока людей, и сначала мы решили, что это плохо. Но оказалось, что наоборот это отфильтровало случайных людей, к нам пришли только те, кто хотел, кто знал о нас заранее — люди, с которыми можно сотрудничать, получить конкретный результат.
Удалось заключить какие-то сделки?
Надо понимать, что CES — это не выставка/продажа, это чисто демонстрация технологий, площадка для нетворкинга.
Поскольку наш шлем нацелен на лайвстрим, единственным инструментом для лайвстрима видео такого высокого разрешения является 5G — ни Wi-Fi, ни другие средства передачи не годятся, слишком узкий канал. И у нас 5G указан в названии, сейчас, как вы знаете, это все находится на пике популярности. Так что одно слово в заглавии привлекло к нам много внимания со стороны потенциальных партнеров: мобильных операторов, производителей телефонов, в том числе такие компании, как Huawei, Oneplus (производитель из Тайваня). Им всем нужно найти какое-то применение для такого широкого канала, чтобы он был востребован. Так что идея лайвстрима для них очень привлекательна, они все интересуются этим. Мы с ними работаем по результатам выставки и продолжаем общение.
«Всех нужно собрать вместе и убедить двигать эту технологию»
Когда вы планируете вывести ваш новый продукт на рынок?
Когда будет закончена разработка этих шлемов — вопрос сложный. Тут проблема не только техническая, хотя и с ней много сложностей, тут вопрос, скорее, бизнес-связей, потому что основная цель — это выйти непосредственно на NFL (Национальная футбольная лига). Трансляции их матчей стоят дорого, любая новая технология поможет телеканалам заработать много денег. Но проблема в том, что люди в этой сфере очень консервативны и сложно принимают любые инновации. Тем не менее, цель-максимум — попасть туда, потому что это самый реальный способ монетизировать разработку.
Пока что мы решили сделать упрощенную версию шлема — с железом из наших очков. Оно уже готово, его нужно только интегрировать, оно дешевле и миниатюрнее и его проще установить в существующие шлемы. Для изначальной нашей идеи так не получится, нужно делать шлем с нуля. Таким образом, нам еще нужно заручиться поддержкой производителей шлемов для американского футбола, а их всего три или четыре в мире, и они все в США.
Нужно, чтобы они согласились разрабатывать шлем специально под нашу электронику. С их стороны это требует значительных инженерных ресурсов, а это, как я уже сказал, не самая высокотехнологичная сфера. Для этого они должны поверить, что вся эта технология реально имеет потенциал.
Плюс, нужна команда, которая согласится использовать эти шлемы во время игр, нужно, чтобы Национальная Лига это разрешила, и нужны телекоммуникационные компании, которые захотели бы транслировать этот контент. Они как раз больше всех в этом заинтересованы, компании нуждаются в более вовлекающих и привлекательных для зрителей технологиях. Таким образом, всех их нужно собрать вместе, убедить, что технология крутая, и заставить всех вместе эту технологию продвигать.
Таким образом, мы стали делать этот упрощенный шлем, нашли американский стартап — производителя спортивных шлемов, заручились их поддержкой. Этот упрощенный шлем будет использоваться не для трансляций, потому что там качество видео хуже, а для тренировок. Чтобы тренер во время игры мог отсматривать видео непосредственно с поля — получать аналитику, исправлять ошибки, координировать игроков.
После CES мы ездили на выставку, которая как раз посвящена американскому футболу, это был конгресс тренеров. В Америке очень большое количество школьных и университетских команд — и все они очень заинтересованы в нашей разработке. Для нас это будет первым шагом, так мы собираемся зайти на этот рынок.
«Мы придумали захватывающий способ просмотра спортивной игры»
Расскажите подробнее про технологию трансляции, как она осуществляется?
У нас разработан софт, пока на уровне прототипа, но мы его уже демонстрировали на выставке. Он занимается ститчингом и стабилизацией видео в режиме реального времени. Также мы работаем над алгоритмом на базе нейросетей, который будет сам выбирать наиболее удачный ракурс — грубо говоря, он будет выполнять работу оператора. Он ориентируется на положение мяча, положение игроков, их скопление — в общем, анализирует картинку и вычисляет, на каких кадрах происходят самые интенсивные события. На выходе получается обычное видео, не панорамное, и режиссеры телетрансляций могут вставлять эти кадры. У нас также встроен анализ кадров и автоматический подбор самых удачных. Это одно из направлений, как можно использовать это видео со шлемов.
Но также мы можем предложить новый способ просмотра трансляций — с видом от первого лица в VR-шлеме, с возможностью переключаться между игроками. Это довольно захватывающий способ просмотра игры, который мог бы привлечь поколение молодых людей, которые не смотрят телевизор. Видеть, как прямо на тебя бежит и врезается 120-килограммовый спортсмен, согласитесь, очень сильное переживание.