Стремительная трансформация профессий мотивирует студентов не просто уметь решать актуальные задачи внутри своей специальности, но и быть готовыми к новым вызовам — особенно в эпоху нейросетей. Это позволяет оставаться уверенными в своем будущем, ведь ИИ уже заменяет сотрудников на рабочих местах, и эта тенденция будет усиливаться. По мнению экспертов, в ближайшие пять-десять лет технологии помогут полностью автоматизировать задачи, связанные с написанием кода, обработкой большого объема данных, административными вопросами (например, в юриспруденции), финансами и работой с базами данных.
Гораздо сложнее заменить с помощью ИИ сотрудников на руководящих должностях — в их задачи входит не только решение рутинных вопросов, но и поиск креативных решений.
Фото: ИТМО
Все успешные предприниматели — математики?
Один из важных навыков успешного лидера — это способность мыслить системно: анализировать ситуацию, оценивать риски и возможности и на их основе принимать взвешенные решения. Формировать системное мышление помогает в том числе и фундаментальное образование в области математики, физики и других точных наук.
Например, Forbes Еducation проанализировал образовательные пути 146 богатейших людей России из списка Forbes 2025 года и выявил: половину топ-10 университетов с наибольшим числом выпускников-миллиардеров составляют технические вузы. А в топ-10 направлений обучения по числу миллиардеров среди выпускников входят не только «Экономика и управление» (32,2%), но и точные и инженерные науки: «Физика» (13%), «Технологии материалов» (12,3%), «Электро- и теплоэнергетика» (11%), «Информатика и вычислительная техника» (7,5%), «Математика и механика» (6,8%), «Электроника и радиотехника» (5,5%).
Другие исследователи изучали связь между полученной в вузе специальностью и успешной предпринимательской карьерой среди бизнесменов в некоторых странах. Анализ, проведенный Defiance Capital, показал, что в США и Великобритании генеральные директоры «единорогов» имеют образование по STEM-специальностям (к ним относятся математика, инженерные науки, физика, биология и химия) — их доля составила 49% от общего числа. По данным аналитической компании Tracxn, почти 63% индийских компаний-«единорогов» были основаны как минимум одним выпускником IT-программ.
Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS
Эту связь можно объяснить несколькими причинами.
Математика и бизнес похожи. Управление бизнесом — это всегда про управление сложными процессами. Люди на руководящих должностях часто сталкиваются с новыми для себя задачами и принимают решения в условиях неопределенности. Для решения таких проблем не существует готовых методов — их нужно генерировать самому. В частности, в этом помогают фундаментальные знания в точных науках: математика учит не бояться хаоса, работать с неопределенностью, абстракциями и сложными системами, а физика — искать закономерности в явлениях реального мира.
Науки развивают когнитивную гибкость. В вузе студенты изучают не только прикладные навыки, но и учатся учиться, думать, применять полученные знания в неординарных ситуациях. Конкурентное преимущество выпускников технических вузов — в умении строить концептуальные модели из данных и видеть закономерности в них — эти навыки полезны и в бизнесе.
Системное мышление важно не только для топ-лидеров, но и для всех, кто хочет оставаться конкурентоспособным в эпоху искусственного интеллекта. Когда шаблонные задачи будут быстро и качественно выполнять алгоритмы, человек сможет синтезировать решения таких проблем, с которыми машины пока не справляются либо делают это неоригинально.
Как формировать системное мышление в эпоху ИИ
Группа исследователей из Пакистана, Чили, Кореи и Малайзии изучала, как использование ИИ в образовании влияет на студентов. Они обнаружили, что люди часто пренебрегают проверкой сгенерированной информации, а роль человека в принятии решений снижается. Также ученые отметили, что студенты чаще сталкиваются с ленью и прокрастинацией, а неосмотрительное использование ИИ ставит под угрозу безопасность и конфиденциальность данных.
Например, в таких условиях перестают работать старые методы проверки знаний студентов — письменное задание можно полностью сгенерировать и даже написать диплом с помощью ChatGPT. Возникает потребность в новых инструментах контроля: они должны проверять навык рассуждения у студента и при этом не нагружать преподавателя, вынужденного работать с большим количеством информации.
В связи с этим на первый план будет выходить аудиторная работа и устная коммуникация с преподавателем. Именно в очном формате можно пообщаться с экспертом, задать вопросы и получить не просто быстрый ответ, как от нейросети, а погрузиться в дискуссию.
Чтобы применение ИИ приносило пользу, важно обучать студентов мыслить критически и системно, соблюдать гигиену данных, внимательно проверять источники информации и полагаться на нейросети как на вспомогательный инструмент, а не источник всех знаний. Осознанное использование нейросетей может облегчить образовательный процесс для всех его участников: например, на ИИ-агентов можно возложить рутинные задачи и высвободить время для живого общения, которое в том числе развивает умение мыслить.
Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS
О том, как формировать системное мышление студентов в эпоху нейросетей, дискутировали предприниматель и преподаватель ИТМО Надежда Амрани, кандидат физико-математических наук, заместитель директора Института математики Антон Бойцев, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Нового физтеха Андрей Кудлис и руководитель общеуниверситетского модуля «Предпринимательская культура» Елизавета Мошурова на VI образовательном интенсиве «Формула фундаментальности образования в ИТМО».
На интенсиве обсудили, как сохранить фундаментальность обучения при интеграции ИИ, развитии междисциплинарности и индивидуализации образовательных траекторий. В этом году на мероприятии выступили 47 спикеров, в том числе директор по стратегическому развитию ИТМО Дарья Козлова, исполнительный директор факультета информационных технологий и программирования Александр Маятин, директор мегафакультета наук о жизни Екатерина Скорб.
