Бетонные колонны, сводчатые потолки и кирпичная кладка ― когда-то именно отсюда поставляли пиво прямо к Императорскому двору. Сегодня историческое пространство экс-завода «Степан Разин» ― настоящий технопарк с коворкингом, барами и даже собственной сыроварней. А еще здесь проводят настоящие рейвы. Причем не только музыкальные (как один из крупнейших фестивалей электронной музыки Gamma), но и образовательные. По задумке организаторов, ITMO Open Education ― не классическая конференция про учебные планы, стандарты и показатели, а возможность посмотреть на образование максимально широко и с разных позиций ― честно признать провалы, смело обсудить вызовы и вместе порассуждать, какое образование будет востребовано в будущем.
Конференция проводится в Петербурге с 2021 года. В этот раз соорганизатором мероприятия стал Яндекс, а участниками ― более 400 преподавателей вузов, студентов, учителей школ и представителей бизнеса не только из Москвы и Петербурга, но и Челябинска, Екатеринбурга, Астрахани, Улан-Удэ и Владивостока.
«Что может дать объединение сильного неклассического университета и ведущей технологической компании в стране? Новый взгляд и новые идеи, качественно новый разговор про будущее образования. На Open Education мы сознательно не говорим о насущном ― про роль образовательных стандартов или дидактические единицы. Мы говорим про будущее, заглядываем за горизонт. И делаем это не просто в узком кругу, а вместе с бизнесом, который создает новые продукты и технологии. В этом году мы делаем это и вместе со школами, ведь зарождение самых цепких умов начинается именно там. Такая комбинация участников дает нам возможность выйти за пределы своего контура и поговорить о важных вещах с разных позиций ― не только с позиции академии», ― рассказывает первый проректор, руководитель программы развития ИТМО и директор по образованию в Яндексе Дарья Козлова.
В программе ― выступление в формате TED от директора по маркетингу Яндекса Андрея Себранта и дискуссии на не всегда удобные темы. О собственных провалах со сцены честно рассказывают ректор ИТМО Владимир Васильев и директор Института радиоэлектроники и информационных технологий-РТФ Уральского федерального университета Илья Обабков. А молодые ученые и предприниматели ― участники рейтинга Forbes «30 до 30» ― делятся личными историями и рассуждают, помогает ли высшее образование достичь успеха.
Конкретные кейсы участники обсуждают в практических зонах. Всего их девять ― специальный блок по Soft Skills, а также отдельные воркшопы для преподавателей вузов и учителей школ. Например, на школьных практических секциях подробно разбирают, как заинтересовать ребят наукой еще задолго до получения аттестата и какие возможности дают олимпиады.
«Ходить на такие конференции однозначно надо. Любое мероприятие ― это всегда вклад в свой профессиональный рост, ― считают участницы одной из практических секций, учителя информатики и технологии петербургской гимназии 271 имени П.И. Федулова Валентина Куляшева и Дарья Новак. ― Мы заинтересованы в развитии наших ребят, поэтому наиболее полезными для нас были практические зоны ― мы обсудили, как готовить детей к олимпиадам, какие сервисы для этого есть, какие олимпиады проводит ИТМО. Впервые узнали о спортивном программировании ― какие возможности оно дает и что должен знать об этом учитель, чтобы помогать своим детям. Кроме того, мы активно пользуемся Яндекс Учебником, поэтому не прийти сюда и упустить возможность пообщаться с представителями сервиса было просто невозможно».
Стоит ли бояться ChatGPT?
Преподаватели вузов обмениваются опытом с бизнесом и подробно разбирают, зачем учить студентов продуктовому подходу, как строить эффективные образовательные программы и, наконец, что делать с тем самым ChatGPT. В сфере образования развитие подобных моделей уже наделало переполох, но в будущем приведет еще к большим изменениям, уверен директор по развитию технологий искусственного интеллекта в Яндексе Александр Крайнов. Соглашается с этим и большинство участников ― преподаватели и студенты в зале активно поднимают руки, поддерживая тезис, что игнорировать развитие ChatGPT высшей школе уже нельзя. Впрочем, эксперты признают, что сообществу предстоит решить еще много вопросов.
И вот как на некоторые из них отвечают спикеры и участники ITMO Open Education:
«ChatGPT дает бесконечный простор для мошенничества. Ведь если студент написал диплом с помощью модели, теперь можно не думать своей головой?».
«Всегда есть поле для манипуляций ― студент, который написал диплом с использованием ChatGPT ― не первый, кто так сделал. Он первый, кто в этом признался», ― говорит Александр Крайнов. «Тот, кто хотел, списывал всегда и делал это каким угодно способом. Просто теперь у таких людей появился другой помощник, который вряд ли что-то в корне поменял», ― соглашается в беседе с ITMO.NEWS и доцент Высшей школы цифровой культуры ИТМО (реализует общеуниверситетский модуль «Цифровая культура» и «Прикладной искусственный интеллект») Алексей Романов.
Но как тогда бороться с манипуляциями?
По словам экспертов, сервисов и методов, которые со стопроцентной эффективностью позволили бы отличить текст, сгененированный ChatGPT, от написанного человеком, пока нет. Но по сути это и не нужно ― и спикеры со сцены, и участники в зале предлагают смотреть на проблему под другим углом. «Ключевая задача преподавателя в том, чтобы научить студента критически воспринимать информацию», ― считает Алексей Романов. «ChatGPT никогда не решит проблему фактчекинга», ― признает и Александр Крайнов, добавляя, что в текущих условиях задачей преподавателя становится не просто «передача знаний», а «экспертиза, как эти знания искать и проверять». Он даже предлагает собственную идею эксперимента для преподавателей: взять текст, сгенерированный ИИ, и предложить студентам проверить его и найти ошибки.
Тогда, получается, использовать ChatGPT и прочие модели можно?
Можно и нужно, уверены эксперты. Но важно четко понимать ограничения таких моделей и правильно их использовать. ИИ точно может взять на себя рутинные задачи ― например, быстро подобрать источники и собрать информацию по теме. «Сделать список литературы и введение ― вполне осуществимые задачи для таких решений. Но сутевую часть работы ИИ никогда не сделает, ― говорит декан факультета инфокоммуникационных технологий Александр Капитонов. ― Кстати, один мой аспирант активно использует в своей работе такие решения, он даже ведет трансляцию с обзором лучших из них».
Какие еще возможности открывают эти технологии?
По словам директора Центра научной коммуникации ИТМО Дарьи Денисовой, большинство ее студентов также используют ChatGPT, при этом некоторые, по их собственному признанию, делают это для вдохновения и чтобы получить ответы на глупые вопросы ― на те, которые они постеснялись бы задать на лекции. Как отмечает Александр Капитонов, последнее как раз может стать точкой роста и для преподавателей ― если простой материал и формальные ответы учащиеся смогут получить с помощью ChatGPT или другой модели, то в живом общении в аудитории у них будет возможность углубиться в предмет.
«Нейросети в любом случае интересно применять для собственного развития, ― соглашается в беседе с ITMO.NEWS участник секции, доцент Высшей школы цифровой культуры ИТМО (реализует общеуниверситетский модуль «Цифровая культура» и «Прикладной искусственный интеллект») Дмитрий Волчек. ― И мне кажется, развития таких технологий бояться не стоит. Разговоры о том, что кто-то кого-то заменит, ведутся с тех пор, как изобрели ткацкий станок. Нужно просто научиться взаимодействовать с технологиями и правильно их использовать»
«Сейчас все пытаются внедрить модели на основе ИИ в свои продукты. Я считаю, что для сферы образования они как раз очень подходят ― например, чтобы оптимизировать рутинные процессы, тратить меньше времени на заполнение бумаг. Развитие технологий позволит показать школьникам и студентам, что образование ― это не что-то, где можно только скучать на парах или уроках, но и узнавать новое и интересное, ― говорит другой участник конференции, магистрант физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ Андрей Горохов. ― На конференцию ITMO Open Education я решил прийти как раз, чтобы узнать, как можно использовать модели в своей деятельности»
В финале конференции преподаватели ИТМО ― номинанты премии ITMO.EduAwards по трекам EduStars и EduLeaders ― в формате коротких четырехминутных выступлений рассказывают о важных результатах работы и питчат собственные образовательные проекты. Завершается ITMO Open Education награждением лучших из лучших ― победителями ITMO.EduStars стали 30 преподавателей ИТМО, победу в треке ITMO.EduLeaders одержали 6 команд, еще двое участников отметили в новом бонус-треке премии «EdTech будущего». Также на главной сцене награждают лучших менторов. Полный список победителей премии смотрите в телеграм-канале ITMO Expert.
Редакция новостного портала