Что может дать обучение в университете?

Коммьюнити и интересные проекты. Научный сотрудник группы «Прецизионные квантовые измерения» в Российском квантовом центре Илья Семериков вместе с командой первым в России разработал универсальный четырехкубитный ионный квантовый компьютер с использованием куквартов (кукварты — это расширенные версии квантовых битов (кубитов), которые способны одновременно находиться в четырёх состояниях  — прим.ред.). На таком устройстве можно проводить полный набор квантовых операций — как однокубитных, так и двухкубитных, то есть решать сложные вычислительные задачи гораздо быстрее, чем на обычном компьютере. Благодаря этому Илья Семериков удостоился звания победителя рейтинга Forbes «30 до 30» в 2022 году.

Но научного прорыва могло и не случиться, если бы в свое время ученый не сменил направление исследований. Изначально Илья Семериков занимался теоретической астрофизикой, но эта работа не приносила результатов. Пообщавшись с одногруппниками, исследователь сменил направление и стал экспериментировать с ультрахолодными ионами.

«Когда я занимался астрофизикой, у меня это очень плохо получалось. Я всем об этом рассказывал и спрашивал: "А не могли бы вы, ребята, подсказать, чем мне заняться?". И один из моих товарищей и одногруппников рассказал о лаборатории "Прецизионные квантовые измерения" и предложил присоединиться. Если бы я не учился на физтехе, не узнал о существовании лаборатории. Благодаря образованию я нашел коммьюнити, которое сыграло в моей жизни ключевую роль. Коммьюнити объединяет большое количество центров компетенций, где работают разные люди, и какое-либо направление обязательно будет интересным. Так я нашел то, что действительно люблю», — рассказал Илья Семериков.

Илья Семериков. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Илья Семериков. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Понимание, как строить бизнес в конкретном направлении. В 2017 году Марк Саневич и Михаил Беляндинов окончили факультет фундаментальной медицины МГУ. Тогда перед выпускниками было два пути — поступить в ординатуру или продолжить развивать свой бизнес — медицинский сервис BestDoctor. В итоге предприниматели выбрали второй вариант и не прогадали. В 2018 году стартап привлек $3 млн от международного венчурного фонда Target Global и фонда AddVenture, а в 2020-м привел основателей к победе в рейтинге Forbes «30 до 30». Построить успешный бизнес помогло именно обучение на медицинском факультете, подчеркнул на ITMO Open Education сооснователь и исполнительный директор компании BestDoctor Михаил Беляндинов. Образование позволило лучше понять, как устроена медицина, и в итоге найти место для стартапа в этой нише.

Прочитайте также:

Студентка ИТМО вошла в лонг-лист рейтинга Forbes Russia «30 до 30»

TED Talks, спикеры из списка Forbes и много практики: ИТМО и Яндекс устроили образовательный рейв в Петербурге

ITMO Open Education. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

ITMO Open Education. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Как сделать высшее образование более полезным и эффективным для студентов?

Впрочем, участники списка Forbes признают, что далеко не всегда обучение в университете может оправдать все ожидания студентов. Поэтому в ходе дискуссии они предложили свои варианты, как можно сделать систему высшего образования более эффективной.

Знакомить будущих студентов с разными профессиями. Причем расширять кругозор абитуриентов нужно еще в школе, считает основательница первой женской футбольной команды в Дагестане, победительница рейтинга Forbes «30 до 30» 2021 года Эльмира Ибрагимова. В первую очередь ― проводить профориентационные мероприятия и встречи с компаниями, на которых школьникам более подробно и наглядно расскажут о разных профессиях. А еще ― дать возможность выпускникам школ больше времени, чтобы они смогли более предметно определиться с интересующей сферой.

Эльмира Ибрагимова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Эльмира Ибрагимова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

«Оканчивая школу, мы не знаем, куда идти дальше. Я была ровно в такой же ситуации: мне 16 лет, я только полюбила футбол и, естественно, хотела найти себя в спорте. Но после 11 класса нужно было куда-то поступать, а ничего связанного с женским футболом в Дагестане не было. Мама хотела, чтобы я стала медиком, а я не знала, куда идти и где себя найти. Считаю, что нужно дать время ученикам после окончания школы, чтобы они могли попробовать себя в разных сферах и определиться с тем, что им ближе», — рассказала Эльмира Ибрагимова.

Согласен с этим и Михаил Беляндинов. По его словам, эффективной программой обучения в вузе может стать та, где на первых двух курсах студенты слушают более общие предметы (чтобы понять, чем в принципе они будут заниматься и что для этого требуется), а дальше ― выбирают конкретную специализацию, оттачивая навыки на прикладных задачах. Кроме того, не стоит ограничивать студентов обучением только на одном факультете, уверен Михаил Беляндинов.

Михаил Беляндинов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Михаил Беляндинов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

«Университеты должны стать платформой прыжка в будущее — а в науку или карьеру, зависит от самого студента. Да, университет дает возможность пообщаться с разными людьми — то есть дает то самое коммьюнити. Но есть и множество барьеров. Чтобы с ними справиться, я бы дал возможность студенту пойти на соседний факультет, защитить там свою программу и получить за это дополнительные баллы. Пусть это и не нужно для его образования, но так обучающийся сможет посмотреть шире, чем остальные, и это уже круто. Мы должны сломать стены и дать людям свободу, чтобы они определились, куда действительно им нужно пойти. А университет как платформа должен им в этом помочь», — пояснил Михаил Беляндинов.

Персонализировать обучение. Решить эту глобальную задачу поможет введение системы обратной связи, работающей на основе отзывов компаний, считает Илья Семериков.

Открытый разговор с победителями рейтинга Forbes «30 до 30». Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Открытый разговор с победителями рейтинга Forbes «30 до 30». Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

«Сейчас в институциональном образовании есть образовательные программы, по которым движутся студенты. Но никто не пересматривает эти программы, пока не найдется пять упорных студентов, которые считают, что так дальше жить нельзя и нужно вводить новые предметы. Экзамены ― это не обратная связь. После того, как студент сдаст их, курс не поменяется», — объяснил Илья Семериков.

По его словам, получать обратную связь необходимо на базовых кафедрах — в университетских подразделениях, где студенты решают прикладные задачи вместе с компанией-партнером вуза и получают навыки, необходимые для трудоустройства. Компания может давать обратную связь, например, какие предметы студенту стоит подучить, а какие компетенции — улучшить. Затем на основе такой оценки обучающийся может выбрать наиболее интересные и важные для себя курсы в университете, таким образом построив уникальную образовательную программу. Кроме того, Илья Семериков советует университетам регулярно организовывать образовательные семинары, на которых студенты старших курсов будут рассказывать младшекурсникам, какие навыки нужны для решения конкретных задач.

Сделать образовательные пространства более привлекательными. Это касается всех помещений, в которых обучаются и работают студенты, — учебных классов, коворкингов и даже образовательных конференций. Попав в красивое образовательное пространство, студенты сами захотят учиться и приходить на занятия, уверен Михаил Беляндинов. В пример он привел конференцию ITMO Open Education, которая в этот раз прошла в пространстве экс-завода «Степан Разин» в формате «образовательного рейва» (подробнее о программе и атмосфере конференции читайте в нашем материале).

«Мне очень нравится, где мы находимся. Когда мне сказали, что это будет образовательная конференция, я сразу представил, что мы соберемся в актовом зале и будем о чем-то скучно разговаривать. Но здесь всё иначе. Первое, что я бы сделал, если бы руководил вузом, сделал образование креативным и интересным именно для учеников», — сказал предприниматель.

Сделать занятия более практикоориентированными. Справиться с этой задачей можно с помощью современных технологий и интерактивных занятий, где студенты могут в прямом смысле потрогать руками то, что они изучают. Например, если раньше тело человека изучали с помощью картинок в учебниках и атласах анатомии, сейчас для этого можно использовать 3D-модели, получив таким образом совершенно другой опыт и представление.

И наконец, лучшее образование можно получить только в атмосфере академической свободы, уверен Михаил Беляндинов.

«Мне кажется, что в ИТМО студентам дают свободу и возможность выбора. Мне нравится, как здесь выстраивают среду и коммуникацию со студентами ― это касается и коворкингов, и формирования практических навыков, и организации таких открытых дискуссий. Современное поколение другое, и оно требует современных подходов. ИТМО — один из ярких примеров того, как правильно упаковать образование, чтобы оно было полезно и интересно», — сказал он.