С 1 сентября 2025 года Минцифры совместно с российскими вузами и индустрией запустили новые образовательные программы ТОП ИТ и ТОП ИИ для подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики. При этом из 380 вузов, готовящих айти-специалистов, в эти программы вошли только 22 и 26 соответственно. Большинство из них — столичные, и ИТМО в их числе.

Теперь, когда вузы-лидеры уже продемонстрировали эффективность этих программ, главной задачей становится передача опыта региональным университетам. Директор по стратегическому развитию ИТМО Дарья Козлова поделилась кейсами Первого неклассического по работе с индустриальными партнерами и предложила несколько инструментов повышения качества ИТ-образования в регионах.

Во-первых, передача образовательных модулей из центральных вузов в региональные должна происходить только параллельно с переподготовкой профессорско-преподавательского состава, а передовые образовательные программы разрабатываться «на троих»: вместе со столичным университетом и местным бизнесом. Сделать этот процесс эффективнее может компетентностно-ролевая модель обучения.

«Мы в ИТМО не верим в специальности в области ИТ и ИИ — мы верим в компетентностно-ролевые модели. Профессии меняются медленно, в отличие от ролей в бизнесе и индустрии, поэтому и вся система образования должна гораздо быстрее обновляться. Нужно понимать, какие роли нужны будут рынку труда завтра, и какие компетенции будут требовать работодатели. Благодаря тому, что Минцифры запустили программы ТОП ИТ и ТОП ДС, индустрия очень активно включилась в работу с университетами, это дало огромный импульс для развития программ по подготовке ИТ-специалистов», — отметила Дарья Козлова.

Дарья Козлова. Фото: ИТМО

Дарья Козлова. Фото: ИТМО

Во-вторых, талантливых школьников в регионах привлекает образ университета, его уникальность по сравнению со столичными.

«В ИТМО 76% талантливых ребят поступают не из Петербурга. Последние два года на втором месте по числу абитуриентов — Москва. Это значит, что если создать хорошую атмосферу, работать над качеством образования в университете и найти собственное уникальное предложение, то можно повернуть поток вспять. Участие индустрии необходимо, но и сами региональные вузы должны понимать, в чем их точка притяжения. Цифры показали, как это работает», — подчеркнула Дарья Козлова.

Еще один инструмент — работа с готовыми научными кадрами, выпускниками столичных вузов. Например, ИТМО готовит лидеров исследовательских групп (PI), особенно много их в естественно-научном блоке. Однако, когда они профессионально вырастают и задумываются о собственной лаборатории и команде ученых, не всем хватает места на высоких позициях. Это тоже возможность для вузов — создавать хорошие условия для развития PI, чтобы им хотелось выбрать карьеру в регионе.

В ходе дискуссии заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Сергей Кучушев подтвердил, что совместные с индустрией образовательные программы становятся практико-ориентированными и позволяют студентам не только погружаться в работу с проектами реальных заказчиков уже с первых курсов, но и догонять по опыту действующих сотрудников ИТ-компаний. Но среди вузов пока нет общего понимания, с какого курса бакалавриата студенты должны получать набор навыков, требуемых потенциальным работодателем.

«Главная ценность университета для нас — это академическая свобода, поэтому я считаю, что у каждого вуза должен быть свой сценарий. Индустрии необходимо участвовать в проектировании модулей, но нельзя ей полностью делегировать разработку образовательной программы, это должна быть совместная работа. Поэтому с какого курса бизнес должен входить в модуль программы — зависит от дизайна конкретного направления», — поделилась мнением Дарья Козлова.

Форум информационных технологий «Цифровые решения» прошел в Москве с 12 по 15 ноября 2025 года. Он объединил представителей российского ИТ-бизнеса и государственной власти в дискуссиях по ключевым направлениям цифровой трансформации страны. В рамках деловой программы эксперты ИТМО поделились опытом подготовки топовых ИТ-специалистов и работы с новыми форматами образовательных программ.