О программе
Стипендиальная программа «Тинькофф» для талантливых студентов российских технических вузов была запущена в апреле 2022-го и будет проводиться ежегодно В конкурсе могут участвовать студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры (кроме выпускных курсов), достигшие 18 лет. Как отмечают в компании, в состав экспертного совета, оценивающего заявки, входят топ-менеджеры «Тинькофф», известные предприниматели, представители научных, образовательных и общественных организаций. Общий бюджет стипендии в 2022—2023 учебном году составит 20 млн рублей.
В 2022 году отбор проходил по двум трекам:
«Академический» — за выдающуюся академическую успеваемость и участие в олимпиадах всероссийского и международного уровня
«Индустриальный» — для тех, кто хорошо показал себя на хакатонах и чемпионатах по программированию.
На участие в программе подали заявки 14 тысяч студентов из более чем 100 университетов. В итоге организаторы конкурса признали победителями 80 человек: 38 из них — студенты вузов Москвы и Петербурга, еще 42 — жители других городов России: Казани, Челябинска, Ижевска, Набережных Челнов, Барнаула, Белгорода, Брянска, Владивостока, Екатеринбурга, Костромы, Краснодара, Кургана, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Обнинска, Перми, Саратова, Симферополя, Ставрополя, Таганрога, Тулы, Тюмени, Ульяновска, Уфы, Чебоксар.
Победители конкурса, набравшие максимальное количество баллов во время отборочных испытаний и интервью с экспертами «Тинькофф», будут ежемесячно в течение учебного года получать по 25 тысяч рублей. Помимо этого, им будет открыт доступ к курсам платформы «Тинькофф Образование» по мобильной, веб- и бэкенд-разработке, Data Science, продуктовому менеджменту и так далее. Также каждому победителю будет оказана менторская поддержка ― в их профессиональном развитии, учебе и личных проектах.
Победители из ИТМО
Для Глеба Демина, студента второго курса бакалавриата факультета ИКТ и одного из лауреатов стипендиальной программы (по индустриальному треку), наиболее важным призом стал именно доступ к образовательным ресурсам. Сейчас он участвует в Школе мобильной разработки «Академии Яндекса» и надеется получить приглашение на стажировку.
«Стипендия ― это, конечно, хорошо. Но для меня также было важно получить доступ к курсам и обучающим материалам. Конкретно меня интересует Android-разработка. Я слышал отзывы от своих друзей, которые прошли курс от "Тинькофф" ― они рассказали, что там сильная программа и хорошая менторская поддержка», ― рассказывает Глеб.
Другой победитель конкурса (также по индустриальному треку), студент третьего курса факультета ИКТ Константин Балцат, также отмечает, что для него наиболее важный результат ― доступ к комьюнити и возможность общения с ментором. Сейчас Константин проходит Innovation workshop в Сколково, куда отправился по программе сотрудничества Сколтеха и ИТМО. Он работает над собственным наукоемким стартапом на основе машинного обучения и нейротехнологий:
«Стипендия дает финансовую независимость, возможность свободно заниматься обучением и наукой. Но также это возможность попасть в комьюнити талантливых ребят со всей страны. Менторская поддержка ― тоже очень ценно. Этого зачастую не хватает ― хочется, чтобы был специалист, который подскажет, что я делаю правильно, а что ― нет», — комментирует Константин.
Оба студента до этого уже участвовали в образовательных мероприятиях от «Тинькофф». Например, Глеб Демин еще будучи школьником прошел отбор в проект «Тинькофф Поколение» и три года бесплатно учился алгоритмам на С++. А Константин Балцат, как ученик московского «Физтех-лицея» им. П. Л. Капицы, участвовал в совместной программе лицея и «Тинькофф» по подготовке школьников к олимпиадам по математике и программированию, а также проходил бесплатный курс «Нулевой семестр» по нейробиологии обучения.
Также у обоих студентов большой опыт участия в хакатонах, олимпиадах и соревнованиях. Это один из главных критериев, по которым проходит отбор в стипендиальную программу. Глеб Демин участвует в соревнованиях по программированию с 8 класса, большинство из них проводились кружковым движением НТИ. А другой хакатон ― SberCode от Сбербанка ― привел Константина в ИТМО. Для соревнования он вместе с командой разработал метод автоматического входа в Сбер ID по цифровому отпечатку браузера пользователями ― за идею на хакатоне дали специальный приз. Но один из членов команды оказался студентом ИТМО ― он и посоветовал Константину поступить в университет и переехать из Москвы в Петербург.
Как проходил отбор победителей и что помогло выиграть
Чтобы пройти в финал конкурса от «Тинькофф», участникам было необходимо заполнить анкету с указанием всех олимпиад, соревнований, хакатонов, конкурсов и интенсивов, в которых они принимали участие и занимали призовые места. Также нужно было написать мотивационное письмо: зачем им стипендия и почему получить ее должны именно они.
Далее их ждало часовое интервью-собеседование с HR-специалистом «Тинькофф», порой, с каверзными вопросами про жизненные приоритеты, стратегии выбора и поведение в стрессовых ситуациях. Завершался первый этап экзаменом по математике либо информатике, при этом предмет можно было выбрать самому.
Как отмечает Константин Балцат, справиться с интервью ему в том числе помогли курсы гибких навыков, которые он проходил в ИТМО:
«Курсы soft skills в ИТМО были еще одной возможностью практики публичных выступлений и управления работой в команде. А это всегда полезно и помогает на конференциях и научных школах, в которых я много участвую. А еще они стали для меня, своего рода, введением в теорию социальных взаимодействий. Меня увлекла эта тема и в последствии я изучил по ней довольно много материала. Самыми полезными на практике оказались книги “Наука общения” (Э. В. Эдвардс) и “Искусство предубеждения” (Р. Чалдини)», ― рассказывает Константин.
На втором этапе прошедшие в полуфинал студенты должны были продемонстрировать свои скиллы в сессии лайвкодинга под присмотром ментора (например, написать алгоритм одномерной динамики). Либо за короткое время решить сложные математические задачи олимпиадного уровня.
Как отмечают Глеб и Константин, им, как участникам многочисленных олимпиад и хакатонов, задания по большей части показались не слишком сложными, но каверзными:
«После экзамена со мной осталась задача про взвешивание песка с помощью гири, которую я с удовольствием задаю на самых разных образовательных программах, в которых участвую. Например, я задавал ее своим коллегам по нейроморфным исследованиям на смене в "Сириусе". Она неизменно заставляет всех зависнуть на несколько дней. Но когда они потом узнают решение, то оно повергает их в шок своей простотой. Сам я тоже с ней не справился в моменте, но успел понять, как сделать первые два шага в решении этой задачи», ― смеется Константин.
Что характерно, у задачи довольно простые условия: нужно отмерить 35 кг песка из общего веса 120 кг с помощью чашечных весов, восьмикилограммовой гири и неограниченного числа пакетов. Но сделать это нужно за три взвешивания.