Как строилась работа с выпускниками раньше и почему именно сейчас возникла необходимость развить и существенно расширить ее формат?
Раньше работой с выпускниками занимался Ринат Рауфович Магдиев, который был президентом клуба выпускников Университета ИТМО. Где-то до 2005 года работа с выпускниками велась на очень хорошем уровне: ребята часто встречались, создавали клубы по интересам, общались как на уровне личного взаимодействия, так и по рабочим вопросам. Но потом произошло некоторое затишье. Отчасти это случилось из-за смены поколений. Когда в университет пришел работать Дмитрий Анатольевич Светлов, они уже вместе взяли все на себя. Поэтому сейчас, опираясь на опыт других вузов (достойная работа с выпускниками выстроена, например, в Высшей школе экономики и МФТИ) и, конечно, на запросы и желания самих выпускников, наша команда занялась тем, чтобы вывести работу на новый уровень.
За счет каких инструментов? Как будет строиться новая система?
В основе нашей модели лежит принцип «Win-Win»: выигрывает каждый, и все это становится возможным за счет взаимодействия друг с другом. Мы же как Ассоциация выпускников, как центр взаимодействия между ними выступаем в роли коммуникативной площадки, которая обеспечивает вхождение любого запроса в университет, донесение его до необходимой структуры и в итоге контроль результата.
Мы выделили четыре основных блока работы Ассоциации. Первый — это участие в мероприятиях. Университетские и городские, всероссийские и международные — мы охватываем события различного вида и масштаба. Как показывают наши наблюдения, многие выпускники хотят участвовать в этих событиях, причем не только досуговых, но и образовательных, направленных на саморазвитие. Поэтому мы реализовали механизмы, которые позволят любому желающему посетить эти мероприятия: вовремя узнать о нем, без проблем зарегистрироваться на событие, ориентироваться во всех активностях, которые предусмотрены в программе, завязать необходимые контакты и так далее.
Второй важный блок, работу которого мы делаем максимально открытой и прозрачной, — это участие в организации и материальная поддержка различных проектов Университета ИТМО. Ведь когда-то вуз дал выпускнику возможности для создания собственных проектов, а теперь он, в свою очередь, может сам повлиять на развитие университета, поддержать инициативы, оказать посильную помощь вузу. В основе этого блока лежит принцип от большего к меньшему: мы считаем, что лучше помочь не какому-то отдельному человеку, а поддержать, например, интересное тематическое мероприятие, которое в итоге может стать стартовой площадкой для многих рабочих проектов.
Третий блок предполагает оформление и развитие членства в Ассоциации. Теперь, становясь участником Ассоциации и помогая университету, выпускник автоматически может пользоваться программой лояльности от партнеров и получать определенные преференции от вуза. Например, он может получать скидки на образовательные курсы, иметь доступ к лабораториям для реализации своих проектов, возможность беспрепятственно посещать мероприятия на территории университета и контактировать с необходимыми сотрудниками, студентами.
И наконец, четвертый большой блок включает в себя сервисы Ассоциации и сервисы университета. Под этим блоком подразумеваются те возможности, которые университет может коммерциализировать на внешней площадке. Это очень сложный вопрос и по юридическим аспектам, и в концептуальном плане. Необходимо также выстроить эту работу максимально прозрачно, чтобы детали были понятны всем ее участникам. Сейчас мы занимаемся структурированием возможностей университета, чтобы в ближайшее время рассмотреть пути их монетизации. Самый простой вариант, который доступен в этом блоке, — организация встречи выпускников, что называется, «под ключ». Любой желающий может подать заявку на организацию встречи, а мы, в свою очередь, берем все издержки организации на себя — вплоть до поиска и приглашения одногруппников (а, как известно, не со всеми удается поддерживать связь), организации площадки, составления меню и так далее.
Таким образом, мы уже можем говорить о целой внутренней социальной сети выпускников вуза? Сколько участников на данный момент включает в себя сообщество?
На данный момент количество выпускников, с которыми в разной степени удалось установить связь, составляет 35−40 тысяч человек. Наиболее активно мы ведем работу с 1500 выпускниками. И сейчас, располагая информацией об их потребностях и желаниях, мы уже имеем все ресурсы, чтобы эти потребности удовлетворять.
Основной рабочий канал, который позволит это делать, — это наш сайт, в котором мы заложили достаточно большое количество механизмов, позволяющих выпускникам общаться друг с другом. Все четыре блока уже работают, и возможности ресурса открыты любому желающему. Здесь можно оформить членство в Ассоциации, получать максимально полную информацию по последним программам, мероприятиям. Коммуникация всех участников сообщества стала возможна на одной площадке. Кроме того, что немаловажно, теперь каждый выпускник получает возможность адресного подбора мероприятий в соответствии со своими потребностями и интересами. Мы сознательно отказываемся от старых принципов, когда по общим базам делаются какие-то рассылки: кому-то они не нужны, кто-то случайно не получил, а кто-то по ряду причин хотел, но не успел попасть в рассылку. В нашем случае это будет единая понятная система, где все активности будут подбираться индивидуально.
Как работа будет развиваться дальше? Какие проекты планируются уже в ближайшее время?
В ближайшей перспективе мы планируем актуализировать базу выпускников, а также развивать ряд проектов. Уже 27, 28 и 29 апреля у нас стартует Неделя выпускников, каждый день которой будет посвящен определенной теме. Основная цель — собрать выпускников вместе, рассказать им про Университет ИТМО сегодняшнего дня, показать, какими темпами он развивается и какие возможности предоставляет. В рамках этой недели мы охватим основные векторы развития университета, среди которых, конечно, наука, инновации, предпринимательство.
На Неделе выпускников также планируется подведение итогов Премии выпускников, которая, надеюсь, станет ежегодной традицией. Например, мы вручим приз в номинации «Выпускник-амбассадор» — за наиболее активное выстраивание работы среди выпускников, за вклад в позиционирование Университета ИТМО на сторонних площадках.
Мы надеемся, что посредством таких активностей, встреч, благодаря развитию и упрощению коммуникации будут инициироваться новые совместные проекты, которые будут полезны как выпускникам, так и действующим студентам вуза. А мы как единая коммуникативная площадка будем и дальше отслеживать эти проекты и способствовать их выполнению.