РСМД – это некоммерческая организация, учрежденная Министерством иностранных дел и Минобрнауки. Исследование англоязычных сайтов проводится организацией уже второй раз. Цель рейтинга – собрать информацию о сайтах университетов, показать сильные и слабые стороны развития англоязычного контента на электронных ресурсах российских университетов, дать рекомендации вузам в сфере «электронной интернационализации». Качественные веб-порталы повышают привлекательность университетов для иностранных студентов.
В этом году эксперты рейтинга проанализировали сайты 47 российских вузов и сравнили их с 11 англоязычными сайтами иностранных вузов, входящих в первую сотню рейтинга QS, для которых английский не является основным языком обучения (вузы Франции, Германии, Южной Кореи, Сингапура и других стран). Контент сайтов изучался по 16 смысловым блокам. Блоки соответствуют типовым разделам вузовских порталов – например, «Об университете», «Новости университета», «Наши выпускники», «Миссия университета», «Правила поступления» и так далее. Каждому блоку соответствовал ряд вопросов, на которые можно было ответить «Да» или «Нет». Всего таких вопросов было 108, положительный ответ на каждый давал университету один балл.
В группу лидеров в рейтинге вошли 11 отечественных вузов – они набрали от 60 до 92 баллов. Составители подчеркнули, что Университет ИТМО значительно улучшил свои позиции, набрав на 10 баллов больше, чем в рейтинге 2015 года. Таким образом, он может вырваться в абсолютные лидеры, перегнав НИУ ВШЭ, который также улучшил свои показатели. Также особого внимания авторов удостоился Томский государственный университет, который резко поднялся с 10 места (52 балла в прошлом году) до третьего места (78 баллов). Общей закономерностью среди лидеров рейтинга стало то, что они все набрали больше баллов, чем в прошлом году, однако в ряде случаев это не помогло им удержать позиции. Например, Политехнический университет Петра Великого набрал на семь баллов больше, но переместился с четвертого места на пятое.
Вузы «второй группы» (набравшие от 39 до 56 баллов) также улучшили свои показатели, но не так значительно, как лидеры. А вот в группу «отстающих» попали все остальные университеты. Они не внесли существенных изменений в контент своих сайтов. Немного более полными стали лишь основные разделы: «Об университете», «Образовательные программы», «Контакты». Таким образом, пока авторы рейтинга не добились своей цели мотивировать «отстающие» вузы учиться у лидеров и совершенствовать свои электронные ресурсы для иностранных студентов. При этом крупные вузы типа МГУ или СПбГУ слабо отражают свой потенциал на англоязычных сайтах, хотя у них очень много англоязычных образовательных программ.
«Для Института международного развития и партнерства Университета ИТМО рейтинг – это хороший повод посмотреть на себя со стороны и понять, как мы можем стать лучше. Мы сделали хороший англоязычный портал. Наш портал оценили в QS-APPLE, нас оценили в РСМД. Но при этом после прочтения отчета я четко поняла, что мы еще можем улучшить, куда нам расти и что делать. Рейтинг – это как фитнес-браслет. Он не сделает спортивнее, выносливее или худее. Зато он помогает следить за собой, ставить себе все более высокие цели и соревноваться, если не с другими, то с самим собой», – отметила начальник отдела интернационализации вуза Полина Петруша.
Чтобы картина рейтинговой оценки была более полной, для сравнения были также проанализированы несколько университетов, входящих в топ-100 рейтинга QS. Перегнать тройку иностранных лидеров не удалось никому: Политехническая школа Лозанны набрала 99 баллов, Амстердамский университет – 97 баллов, Швейцарская высшая школа Цюриха – 94 балла. По большому счету, конкурентами этих вузов по качеству англоязычного сайта являются только ВШЭ и Университет ИТМО, подчеркнули авторы рейтинга РСМД, потому что они обгоняют все остальные иностранные университеты в выборке. В прошлом году российские сайты превосходили зарубежные только в разделах «Об университете» и «Контакты». В этом же году отрыв получился и по параметрам контента в других разделах.
Однако даже у российских лидеров не все разделы заполнены на 100%. Так, авторы РСМД рекомендуют им обратить внимание на контент нескольких веб-страничек. В разделе «Библиотека» необходимо создать каталог и дать доступ к полным базам данных вуза, создать репозиторий на английском языке. В разделе «Карьера» описать примеры успешных трудоустройств иностранных выпускников, создать базу стажировок и вакансий, а также базы компаний-партнеров. В «Выпускниках» разработать базу данных иностранных выпускников, публиковать описания проектов, в которых они могут участвовать. Также вузам необходимо дополнить раздел об истории университета.
«На встрече с РСМД, которая состоится в ближайшее время, мы планируем ознакомиться с полной версией отчета о нашем сайте и понять, как же правильнее интерпретировать наши баллы. Но вопросы к рейтингу есть. Например, не понятно, анализировался ли в рейтинге только сам англоязычный портал или еще и связанные поддомены. Чтобы не перегружать портал, часть информации необходимо выносить в поддомены (например, сайт новостей), поскольку разместить на портале все новости невозможно. То же самое относится к таким сложным и насыщенным информацией подразделам как "Библиотека", "Выпускникам", "Карьера". Современные требования к удобству использования сайта говорят о том, что они должны обязательно упоминаться на основном портале, но вестись на отдельных, собственных поддоменах. Так сделано и в Университете ИТМО. В отчете лидерам рейтинга рекомендуется лучше заполнить упомянутые мною разделы сайта и указывается на то, что в иностранных вузах из референтной группы разделы заполнены на 90%, тогда как у российских лидеров на 37%. При этом даже беглый взгляд на сайты иностранных вузов говорит о том, что они сделаны по тому же алгоритму: краткая информация на основном портале и переход на поддомен, где представлена более полная информация. То есть пока нам не совсем понятно, что же анализировалось: англоязычный портал или портал и поддомены», – прокомментировала Полина Петруша.
При этом составители рейтинга подчеркивают, что индекс электронной интернационализации российских вузов дает представление об ограниченном наборе параметров и должен выступать лишь одним из критериев в оценке международной деятельности российских университетов. То есть нельзя только на основе этого исследования судить об «электронной интернационализации» отечественных вузов на все 100%.