На соискание премии было представлено около 500 видеороликов от студентов и школьников из 98 вузов и более чем 80 школ России, Беларуси, Узбекистана и Казахстана. Экспертами выступили представители Российского научного фонда, а призовой фонд обеспечил благотворительный фонд «Искусство, наука, спорт».
Магистранты факультета низкотемпературной энергетики — Дильназ Яхьярова и Максим Назин — заняли четвертое место в студенческой номинации за научную работу «Роботизированная умная трость для незрячих с передачей геопозиции по запросу и с определением препятствий». А студенты бакалавриата физико-технического факультета Владимир Игошин, Мария Цимоха и Анастасия Никитина попали в десятку финалистов в научно-популярной номинации «Как устроен этот мир», представив проект «Квантовая физика в каплях».
Корреспондент ITMO.NEWS спросил у студентов о том, как они разрабатывали свои проекты, будут ли развивать их дальше и на что планируют потратить призовые деньги.
Дильназ Яхьярова
магистрантка второго курса программы «Стандартизация и метрология в высокотехнологичном секторе экономики»
Мы с Максимом Назиным узнали о конкурсе через ИСУ — в разделе «фонды и конкурсы». У нас уже был готовый проект, и мы хотели попробовать где-нибудь с ним поучаствовать, и этот конкурс идеально нам подошел. Разработкой умной трости мы занимались год. На самом деле нам просто было интересно работать с контроллерами Arduino. Мы собирали простых и несложных роботов, а потом нам захотелось сделать что-то стоящее, что действительно может помочь людям. Сначала мы думали собрать полноценного робота-поводыря, но решили, что это не практично. Так что остановились на умной трости.
Трость умеет определять препятствия — их расположение и высоту — и сообщать об этом владельцу с помощью звуковых сигналов. Также она умеет передавать координаты родственникам через специальный бот на телефоне. Подробнее можно узнать из нашего ролика-презентации.
Съемкой и монтажом мы до этого никогда не занимались, но были уверены, что это не так сложно и нам стоит попытаться. Ролик мы переснимали два раза. На первый мы потратили целый день: долго искали локацию, сделали несколько дублей — но при просмотре материала дома стало понятно, что из этого ничего не получится. В итоге назначили новую дату, довольно быстро нашли хорошую локацию и в этот раз уже были полностью довольны результатом. С монтажом видео помогала моя сестра — она хорошо знакома с программами для монтажа.
Мы считаем, что наш результат на конкурсе — достаточно хороший для первого опыта. Но конечно же, как и все, мы стремимся к первому месту, и поэтому планируем и дальше участвовать в чем-то подобном. Мы получили небольшой денежный приз — хотим вложить эти деньги в разработку нашего нового проекта, у нас уже есть некоторые идеи, но пока что о них рано рассказывать.
Мария Цимоха
бакалавр второго курса программы «Техническая физика»
О конкурсе нам рассказал Максим Коробков — куратор проектной деятельности на нашем факультете. Для нас это была своего рода авантюра: до окончания приема заявок оставалось чуть менее двух недель, и нам пришлось работать в темпе. Нам тяжело дались съемки и монтаж ролика, ведь для всех нас это был совершенно новый опыт. Нужно было выбрать, где это все можно красиво снять, придумать сценарий, написать текст — и смонтировать так, чтобы не стыдно было показать. Нам никто не помогал, это полностью наш продукт, который мы от начала до конца сделали сами. Мы управились за одну неделю — это было сложно, но очень интересно и занимательно. И на самом деле получили огромное удовольствие, обсуждая детали сценария, локаций, монтажа.
Конечно, мы очень довольны результатом. Быть среди финалистов такого масштабного конкурса — большая честь. Однако у всех нас осталось небольшое зудящее чувство: «а если бы у нас было чуть больше времени на подготовку, если бы мы заняли призовое место...» В общем, нам есть куда стремиться, и мы бы хотели и дальше участвовать в подобных конкурсах. Ведь это отличная возможность проявить себя, а еще неплохой пункт, который можно указать в резюме.
Самим проектом мы занимаемся очень давно — эту тему мы выбрали еще на первом курсе. Мы с ним много где выступали: например, на Дне науки в 239, дне открытых дверей для абитуриентов. Предыстория того, как мы вообще начали изучать физику каплей, довольно забавная. Мой друг и коллега Владимир Игошин в 10 классе проходил практику в Политехе. Как-то раз он вместе со своим одноклассником наблюдал за стоящим там фонтаном. И у них разгорелся спор: являются ли прыгающие в фонтане водяные шарики пузырьками воздуха или все-таки каплями воды? В споре тогда победил Вова — он был за капли. А когда на первом курсе нам предложили выбрать тему для проектной деятельности, он вспомнил эту историю и предложил ее нам.
Так что мы решили посмотреть, есть ли пространство для изучения этих капель, — и выяснили, что действительно, прямо сейчас это явление активно изучается. Мы узнали, что с прыгающими каплями связано довольно много интересных физических явлений и эффектов — тогда это нас поразило. Тема и сейчас нам интересна, но все-таки мы хотим развиваться и в других направлениях, потому что зацикливаться на одном каком-то исследовании кажется не очень дальновидным.
Конкурсное видео стало нашей первой попыткой в научпоп, поэтому, кажется, мы еще не распробовали эту сферу. Однако нам очень понравились и сам процесс, и конечный результат, который у нас получился. В целом это был очень интересный опыт, и если у нас появится еще возможность сделать видео или статью про какие-то другие интересные явления, мы с радостью это сделаем. Но про свой канал на Youtube пока не думаем, потому что у нас пока что нет такого объема информации, который мы могли бы рассказывать и показывать на регулярной основе.