World Robot Olympiad (WRO) — крупнейшие международные соревнования по робототехнике для школьников и студентов в возрасте от 10 до 21 лет, которые проводятся с 2004 года. В этом году чемпионат впервые проходил онлайн.
Темой года стала борьба с климатическими изменениями в мире — изначально финал должен был проходить на территории Канады, которая в этом году сильно пострадала от лесных пожаров и для которой тема использования робототехники в ликвидации последствий была особенно актуальна.
Воспитанники Лаборатории молодежной робототехники ИТМО ― школьники Степан Муравьёв, Александр Сырковский и Ярослав Луговской ― под руководством тренера Игоря Лосицкого собрали робота, который умеет собирать воду из источника и доставлять в лабораторию для анализа ее состава. При этом на всех этапах — от забора образцов из водоема до транспортировки их в лабораторию для анализа — робот действует абсолютно автономно.
Уникальное технологическое решение, представленное в роботе — это его способность самостоятельно менять колеса при переходе из грязной зоны в чистую лабораторию.
«Колесно-моторный блок соединен с корпусом робота при помощи контактов с магнитами, а не через провода — лично я такого решения еще ни у кого не видел, — рассказывает Игорь Лосицкий, руководитель Лаборатории молодежной робототехники ИТМО. — В дальнейшем эта технология может быть использована для разработки роботов, которые могут полностью автономно менять свои компоненты: колеса, манипуляторы, другие элементы».
Химическая лаборатория для анализа воды изначально не являлась частью этого проекта — это был отдельный проект одного из членов команды. Реактивы для демонстрации работы лаборатории были предоставлены Екатериной Скорб, директором Научно-образовательного центра инфохимии, — она же консультировала ребят по лабораторной части проекта.
Также большую помощь команде оказал Даниил Нечаев, студент второго курса факультета систем управления и робототехники, двукратный победитель соревнований WRO. Проект самой творческой лаборатории реализуется совместно с Президентским физико-математическим лицеем №239.
Подготовка к проекту началась еще в конце прошлого года, но работы приостановились на время карантина в университете. К тому же, организаторы сообщали о переносе олимпиады на следующий год, так что для ребят стало большой неожиданностью, что соревнования все же состоятся. Доделывать проект пришлось в спешке — буквально за месяц.
Также впервые отбор участников проходил не через сложную систему региональных отборочных туров, а напрямую через организаторов — нужно было загрузить короткое видео с демонстрацией робота и коротким описанием на английском языке. Со всеми финалистами проводили онлайн-собеседование на английском языке без переводчика — по словам Игоря Лосицкого, для ребят это стало самой сложной частью испытаний.
«О том, что нам назначено собеседование, я узнал только накануне поздно вечером. Пришлось будить ребят посреди ночи, везти их в университет и сажать перед веб-камерой. Переводчику и тренерам нельзя было помогать при прохождении интервью с организаторами. В итоге ребята немного растерялись и не смогли ответить на некоторые сложные вопросы. Возможно, если бы не это, удалось бы получить и более высокое место. Но учитывая, что для ребят это первый опыт участия в соревнованиях в принципе, четвертое место на WRO — это более чем хороший результат», ― говорит он.