Сложные отношения с водой
Центральной темой выставки стала связь (и взаимозависимость) человека и водных ресурсов, а также экологические проблемы, связанные с их освоением. Для Петербурга, одного из крупнейших европейских портов, тема существования в окружении водных пространств — со всеми плюсами и минусами в виде постоянной угрозы затопления — особенно актуальна. В этом смысле образ Гидры выступает сложной метафорой ― это одновременно и стихия воды, и мифическое существо со множеством голов, которое символизирует постоянно растущие экологические проблемы. И наконец, это еще и отсылка к классицистическому наследию Петербурга и его исторической памяти:
«Изначально мы собирали больше проектов, связанных с темой воды, именно потому, что для Петербурга это самая близкая стихия. Действительно, это место, где историческое и культурное наследие сходится с экологией: помимо инженерных сооружений в список охраняемых объектов входят и исторические русла рек, и прибрежные территории. По сути, это очень искусственный город, в котором есть только вода, сдерживаемая гранитными набережными, и который постоянно с водой конкурирует», — так на одном из круглых столов объяснила концепцию выставки ее сокуратор Лидия Гуменюк.
Поэтому большая часть работ художников так или иначе посвящена стихии воды. Например, открывающее выставку шоу «Whispers» от коллектива Light Society (Алия Орр (Aliya Orr) и Сакчин Бессетт (Sakchin Bessette)) предлагает зрителям погрузиться в самый эпицентр шторма — и в то же время поднимает актуальную проблему загрязнения океана пластиком. Французский художник Maotik (Матье Ле Сур (Mathieu Le Sourd)) создал интерактивную имитацию океана: инсталляция меняется в режиме реального времени на основе данных о силе ветра и высоте волн из разных точек Земли. Таким образом, на время пространство превращается в цифровой аналог Средиземного моря, Тихого океана или Финского залива. А русский медиахудожник Виктор Поляков собрал сложную установку из резервуаров с водой, волногенераторов и источников света, чтобы создать визуальный эффект, похожий на пробивающиеся сквозь толщу воды лучи света.
Другие авторы обратились непосредственно к экологической проблематике. Например, аудиоинсталляция норвежской художницы Яны Виндерен (Jana Winderen), много лет работающей с темой экологии и морских экосистем, поднимает проблему мертвых зон (иначе — зон кислородного минимума) в Балтийском море — одном из самых загрязненных водоемов в мире. Полевые записи состоят из звуков обитателей этого региона: людей, млекопитающих, различных видов рыб и ракообразных.
Последствия химического загрязнения и его влияния на водных обитателей исследует и Робертина Шебьянич (Robertina Šebjanič). В совместной работе с биотехнологом Гьино Шутичем (Gjino Šutić) она демонстрирует видео эксперимента, во время которого морские микроорганизмы гибнут в растворе лекарств. Recycle Group, в который входят художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, сделали искусственное покрытие из гидроизоляционной пленки вторичного использования — оно имитирует грязь со следами обуви, что отсылает зрителя не только к будущему, где не осталось места природным материалам, но и дает почувствовать симуляционную природу мира. А коллектив медиахудожников TUNDRA в работе «The Day We Left Field» рефлексирует на тему транзита между природным и цифровым миром.
Выставку сопровождала обширная публичная программа, в которой приняли участие не только художники и кураторы, но и биологи, геологи, историки и другие специалисты. Они обсудили состояние Арктики и Антарктики, угрозу жизням нерп и другие экологические проблемы.
Другой важной темой стало само направление искусства и науки. В один из дней выставки художники и кураторы вместе с чиновниками и директорами институций обсудили, является ли Петербург столицей Art&Science — одним из экспертов круглого стола выступила Алия Сахариева, директор Центра науки и искусств Университета ИТМО.
Водные машинерии
В рамках публичной программы выставки состоялась и презентация коллективной работы студентов магистратуры Art&Science «Water Machineries». Проект стал результатом шестидневного воркшопа, организованного совместно Центром искусства и науки Университета ИТМО и Цюрихским университетом, который проходил в сентябре прошлого года. Главной темой исследования стали отношения города и окружающих его водных пространств, культурные и социо-политические аспекты этих отношений, а также инженерные сооружения, созданные для подчинения стихии.
«Темой исследования мы выбрали дамбы и наводнения. А если говорить более широко, мы говорили об освоении Финского залива и некотором контрасте, который есть между северным побережьем (Сестрорецкий завод) и южным (Петергоф). Точкой и нервом нашего исследования было воображаемое наводнение, которое могло бы превратить город в некое подводное сооружение, то есть из архитектурного наследия превратить город в подводное наследие. Собственно об этом был VR-проект студентов, которые вообразили этот город под водой», — объясняет куратор проекта, медиахудожница Наталья Фёдорова.
В течение шести дней молодые художники углублялись в историю освоения берегов Финского залива, Невы и малых каналов — с 18 века до наших дней. Например, во время тура по Васильевскому острову участники должны были представить себе, каково это, оказаться в эпицентре наводнения — об этом напоминают таблички с отметкой уровня воды во время самых сильных затоплений. В другой день студентам провели экскурсию по построенному в 2011 году комплексу дамб — во время нее были сделаны полевые записи, которые позже стали частью финального проекта. Третий день был посвящён изучению фонтанов Петергофа, а четвёртый — посещению ныне закрытого Сестрорецкого инструментального (оружейного) завода, который во времена Петра I был градообразующим предприятием.
Со студентами также встретился заместитель директора по научно-просветительской работе музейного комплекса в Разливе Михаил Клименко. Он рассказал историю искусственного озера Разлив, его роль в работе фабрики, провел экскурсию по плотине Гаусмана и старым водосливным каналам.
В итоге художники создали коллективную выставку внутри виртуального пространства затопленного города. В нём они разместили цифровые копии наиболее знаковых объектов — будь то сопло фонтана из Петергофа, телефон для экстренных звонков с дамбы, барельеф с изображением Нептуна или заяц из истории про Петра I и Заячий остров. Всё это сопровождается звуковым оформлением, собранным из полевых записей, например звука ударов по крышке люка на дамбе и звука погружения в воды Финского залива.
Итоговый проект был представлен во время круглого стола «Как в городе на воде сохранять уникальность водного ландшафта». Темой для обсуждения стал вопрос сохранения водных объектов как части культурного и исторического наследия Санкт-Петербурга. Модераторами дискуссии выступили Наталья Фёдорова — художница и куратор проекта «Водные машинерии», Лидия Гуменюк — сокуратор выставки «Hydra». А своим видением проблемы (и вариантами её решения) поделились Михаил Клименко, заместитель директора по научно-просветительской работе Историко-культурного музейного комплекса в Разливе, Сергей Бондарев, хранитель музейных предметов отдела «Большой дворец» в Петергофе, и Екатерина Гольдберг, партнер архитектурного бюро Orchestra Design, которое в том числе специализируется на работе с водными ландшафтами городов.
Выставка «Hydra. Искусство новых медиа в контексте экотревожности» работает ежедневно до 28 февраля в культурно-деловом центре «Севкабель Порт». Проект «Водные машинерии» можно посмотреть онлайн. Публичная программа доступна на Youtube-канале.