Роботы как искусство

Выставка стала результатом коллаборации двух подразделений ИТМО: факультета систем управления и робототехники (СУиР) и Центра искусства и науки (Центр Art&Science). Для студентов и специалистов обоих направлений это стало одним большим экспериментом и смелым заходом на территорию, на которой никто из них раньше не был. Как рассказывает главный идеолог и продюсер выставки, декан факультета СУиР Антон Пыркин, для робототехников выставка ― это шанс проявить себя в качестве художников, а для студентов магистратуры Art&Science ― освоить сложные технологии, которые они могут использовать в работе.

«Это всё напоминает отрывок из "Приключений барона Мюнхаузена" ― тот, в котором каждый порядочный человек должен периодически вытягивать себя за волосы из болота. Для нас это выход из привычной для нас зоны в экстремальные условия. Нам было важно показать широкой общественности, что мы делаем, и посмотреть, как она это воспримет», ― объясняет Антон Пыркин.

Чтобы выйти в новую область, для студентов СУиР (в рамках проекта М-платформы «Искусства и науки») была создана мастерская роботического искусства ― впоследствии она будет доступна для всех студентов ИТМО независимо от направления. А для магистрантов программы Art&Science был подготовлен специальный курс Intelligence robotics, на котором в экспресс-режиме (всего лишь за один семестр), художники, до этого никогда не работавшие с роботами, научились программировать и управлять ими для решения собственных художественных задач.

Посетители на выставке роботического искусства «Забота робота» в пространстве «Секабель Порт». Фото: Антон Пыркин

Посетители на выставке роботического искусства «Забота робота» в пространстве «Секабель Порт». Фото: Антон Пыркин

Жесты заботы и взаимоотношения с роботами

Итогом курса Art&Science стала большая выставка на площадке «Севкабель Порта»: более 2000 квадратных метров заняли 17 инсталляций, выполненных студентами двух факультетов. Выставка разделена на пять пространств: «Пролог (экзоскелеты)», «Жесты заботы», «Жесты коммуникации», «Работа робота» и «Роботы играют».

Зонирование организовано по принципу функционального назначения роботов: будь то Cyberware (улучшение человеческого тела с помощью киберпротезов или нейроинтерфейсов), обслуживающие роботы, инструменты коммуникации (людей с технологиями, неживыми и живыми системами или друг с другом посредством технологий), замещающие роботы, и, наконец, роботы развлекающие (артисты).

Первыми посетителей встречают футуристичные экзоскелеты студента бакалавриата факультета СУиР Алексея Ледюкова, уже успевшие стать известными среди широкой публики. Еще один объект в этой зоне ― робокрыло. Это манипулятор с техногенными перьями, повторяющий движение птицы.

В следующем зале ― «Жесты заботы» ― художники критически осмысляют, насколько сильно мы готовы доверять роботам, делегировать им свои ежедневные обязанности и даже свои духовные потребности. Например, робот-церковница может непрерывно ставить свечки за здравие и за упокой. По задумке авторов, человек, освобожденный от физического ритуала, может глубже настроиться на прямое общение с божественной сущностью. Робот-садовод из инсталляции «Восприятие» одинаково бережно заботится о пальме ― как настоящей, так и искусственной. Тем самым авторы поднимают вопрос: «Можно ли в принципе запрограммировать у робота эмпатию?». Кажется, что пока нет, но зато мы можем «запрограммировать» эмпатию к роботу у себя. Разве не может расположить к себе робот, ухаживающий за растениями и рассуждающий о классической музыке?

Другая инсталляция ― «Враг», в которой роборука сжимает загадочную «тварь», пресекая попытки вырваться ― поднимает уже другие вопросы. Как рассказывает одна из авторов работы, Дарья Высокова, «тварь» символизирует всё то биологическое, хтоническое, природное, порочное, что есть в человеке ― оно стремится вырваться, но разум (в данном случае искусственный), крепко удерживает его в своей железной хватке.

«Мы выбрали образ существа, намеренно пугающего и жуткого. Мы не понимаем, сочувствуем мы ему, желаем ли мы его освобождения или ждём, что робот будет нас от него защищать. "Тварь" пытается вырваться, но технологии её держат. Или это робот пытается её отпустить, но не может вырваться за пределы своей программы? Что будет, если этот искусственный интеллект себя осознает и решит остановиться? Что тогда сделает эта "тварь": нападёт на него, убежит, останется на месте? Так мы размышляем о будущей реакции человечества на ИИ и тех возможных формах поведения, которые оно выберет», ― рассказывает автор работы. 

Понять мышление робота

Внушительную часть экспозиции занимают работы известного медиахудожника Дмитрия Морозова ( ::vtol::) и преподавателя магистратуры Art&Science. Суть художественного поиска ::vtol:: ― попытка максимально приблизиться к опыту нечеловеческого познания и лучше понять наши взаимоотношения с технологическими агентами. Представленная здесь многосоставная серия «Фазовые приключения» уже выставлялась на персональной выставке художника в галерее Anna Nova. «Фазовые приключения» ― это имитация внутренних процессов технологических устройств, того, как они мыслят, чувствуют и действуют. Механизмы, намеренно нефункциональные, совершают некий ход движения, понятный только им самим, отмеряя изменения внешних условий: время, звук, температуру, положение планет, собственного состояния и так далее. Мы же можем только отмечать для себя эти фазовые переходы, до конца не понимая, что произошло и почему механизм на что-то отреагировал. Еще один объект, существующий и мыслящий сам по себе, ― «Резистор». Он состоит из скопления кристаллов магнетита и обладает единственной функцией ― измерять электропроводность объектов и строить графики. Другой алгоритм использует эти графики для синтеза звука.

Два других объекта в этой зоне также уже выставлялись ранее. Это работа студентов магистратуры Art&Science Александра Погребняка и Антона Щеголева «BREAK-IN» ― она была частью фестиваля медиаискусства «Киберфест» и коллективной выставки «НИИ Параприроды» в Галерее Марины Гисич. А инсталляция Григория Киргизова «Киберриза» экспонировалась на «Оптомицелии» в пространстве AIR.

Робототехника изнутри

Самым насыщенным по числу объектов стал зал «Работа робота», в основном наполненный реальными проектами из робототехнических лабораторий. Здесь представлены уникальные робот-художник и робот-скульптор, разработанные на факультете СУиР. Казалось бы, чисто утилитарные роботы оказываются способны создавать произведения искусства ― правда, пока что только на основе того, что в них было загружено. Однако получить свой портрет маркером или акрилом на холсте много желающих ― робот уже выполнил ряд коммерческих заказов на внушительную сумму.

Ещё один экспонат ― мобильная робототехническая платформа с камерой, которая умеет строить картографию окружающего пространства. В режиме реального времени робот сканирует пространство, анализирует его и семантически раскладывает на объекты, используя метод SLAM (Simultaneous Localization And Mapping) и глубокие нейронные сети. Для посетителей это уникальный шанс заглянуть в изнанку современных технологий и посмотреть, как они работают. И в конечном счете «увидеть» мир глазами роботов.

Последний спектакль на Земле

По сути, вся выставка ― это рассуждение о том, что могут и не могут роботы, насколько они далеки или близки к человеку и как они могут трансформировать нашу жизнь в будущем. Смогут ли роботы заменить не только рабочих на конвейерах, грузчиков и курьеров, но и людей творческих профессий: художников, скульпторов, музыкантов, артистов?

Например, в Лаборатории молодежной робототехники Университета ИТМО под руководством Игоря Лосицкого уже много лет работают над созданием музыкального ансамбля, состоящего полностью и исключительно из роботов. При этом каждый год команда лаборатории занимает призовые места на престижных соревнованиях RoboCup. И теперь готовый ансамбль имеет огромный успех у публики.

Один из участников ансамбля роботов ― робот, играющий на балалайке. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Один из участников ансамбля роботов ― робот, играющий на балалайке. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Ещё один робототехнический эксперимент с жанром ― спектакль «Робот Костя» ― не отстает по популярности. Впервые показанный ровно год назад (летом 2021) на фестивале искусств «Точка доступа», спектакль уже успел поучаствовать в театральном фестивале Новой сцены Александринского театра и стать номинантом на главную театральную премию ― «Золотую маску».

Сам спектакль ― это часовое наблюдение за тем, как роботы репетируют «Чайку» Чехова этюдным методом, придуманным Станиславским. Им дается определенная обстановка, готовые роли и реплики, которые они должны отыгрывать, «вживаясь» в своего персонажа. Но, как бы странно это ни звучало, ждать от роботов определенного алгоритма поведения невозможно. Они не чувствуют реплики своих персонажей, поэтому у них получается лишь хаотично доставать отдельные фразы из загруженного в них текста пьесы. Они могут выдавать чисто технические ошибки и сбоить из-за перепадов электричества, ломая хореографию и нить повествования. Но тем не менее, когда никого из людей не останется, именно роботы будут продолжать вновь и вновь ставить «Чайку» и бесконечно кланяться в ожидании запоздалых аплодисментов. Но пока зрители еще существуют, после каждого показа будет выходить режиссёр постановки Иван Заславец и отмечать, насколько повисшая в финале тишина дольше или короче тех шести минут, в течение которых молчали первые зрители чеховской «Чайки».

Как рассказывает Иван, каждая постановка уникальна. Алгоритм действия роботов и их поведение всегда немного разные ― в том числе это зависит от того, насколько зрители хорошо знакомы с первоисточником. И хотя весь спектакль создан людьми (большой командой режиссеров, хореографов, медиахудожников и инженеров-робототехников), вклад самих роботов нельзя скидывать со счетов:

«Вклад роботов в постановку довольно существенный. За счет сбоев, скачков электричества во время репетиций они периодически выдавали странные и очень интересные вещи ― и мы их закрепляли в хореографии. Некоторые элементы поведения на сцене также являются импровизацией. Так что можно сказать, что мы использовали целую комбинацию различных методов взаимодействий с небиологическими объектами. А еще мы изучали особенности каждого робота ― его динамику, пластику, какие поступки для него органичны или не органичны в рамках его роботической физиологии. Некоторые роботы были с самого начала, некоторых мы специально создавали сами на основе каких-то наших фантазий, некоторые роботы пришли в спектакль в качестве артистов», ― рассказывает Иван Заславец.

Иван Заславец в финале спектакля «Робот Костя». Фото: Екатерина Шевырёва / ITMO.NEWS

Иван Заславец в финале спектакля «Робот Костя». Фото: Екатерина Шевырёва / ITMO.NEWS

В последний уикенд работы выставки спектакль покажут еще шесть раз.

Выставка «Забота робота» открыта до 10 июля с 12:00 до 23:00 в пространстве «Цех» «Севкабель Порта». Вход платный, билеты на спектакль приобретаются отдельно.